Мир кукольного театра: чистота и непосредственность «Петрушки»

21 марта все профессионалы и поклонники театра кукол празднуют Международный день кукольника или Международный день театра кукол, начиная с 2003 года.

Доподлинно известно, что родиной кукольного театра являются Древний Китай и Индия. Это уже потом бродячие артисты, среди которых было немало цыган, принесли этот вид искусства в Древнюю Грецию, а оттуда кораблями кукольный театр попал в Европу.

Когда кукольники появились в России? Источники не могут точно указать дату, предлагая вариант за вариантом, но мы точно можем сказать, что более 300 лет назад народный кукольный театр Петрушки – с фигурками персонажей, надевающимися на пальцы кукольника, стал популярен в России, радуя взрослых и ребятишек.

«Тавдинская правда» в продолжение темы Года театра держит свой путь в настоящий дворец искусства – дом культуры им. Ленина. Прикосновение к прекрасному не позволяет детям стать серой массой, а в душе ребенка обязательно останется след на всю жизнь, позволит ему стать добрее и милосерднее.

Мы в гостях у одного из старейших творческих коллективов нашего города, любительского объединения (кружка) кукольного театра «Петрушка» и его бессменного руководителя Валентины Петровны БОЙКОВОЙ, человека воодушевленного и эмоционального, именно таким должен быть настоящий руководитель творческого коллектива. Учителем, воспитателем и в какой-то мере родителем для маленьких артистов, которые, может быть, впервые ступили на театральные подмостки.

- Валентина Петровна, кукольный театр «Петрушка» знают и любят многие тавдинские девчонки и мальчишки. Вас всегда ждут в детских садах и школах. Расскажите, как всё начиналось.

- Годом рождения нашего кружка кукольного театра «Петрушка» считается 1997-й. Ольга Аркадьевна НОВОСЕЛОВА предложила мне взять кружок кукольного театра. Я согласилась, так началась наша творческая история. Набрали первый состав – 12 кружковцев, и работа закипела (улыбается).

Первое, что нам нужно было сделать, – придумать название. Неделю мы думали, а после пришли к единому мнению: раз кукла Петрушка стала, по сути, основателем театра кукол, а у нас была кукла Петрушка, мы назвали коллектив «Петрушкой».

- С трудностями в самом начале сталкивались?

- Сложности в начале любого дела, конечно, бывают, главное – их преодолеть, не растерять вдохновение. Во-первых, у нас и практического-то опыта в этом жанре не было. Ни реквизита, ни хорошей ширмы всего две-три куклы, да и те страшненькие. Но имелось большое желание: мы очень хотели, чтобы у нас всё получилось. И весь молодой творческий коллектив зажегся этой идеей. Сами сколотили, как мы ее представляли, ширму. Не знали же, какую именно нужно (улыбается). Сами сшили куклам одежду и подготовили для зрителей самую первую нашу постановку «Ай, да репка». И это всё – больше двадцати лет назад. Как же быстро летит время, хотя настрой и воодушевление остаются прежними.

- Валентина Петровна, в ваш кружок приходят дети и постарше, и помладше. Как вы считаете, почему им интересен мир кукольного театра? Не трудно ли бывает с ребятишками, ведь у них нет опыта и актерского мастерства в работе со зрителем?

- Я всегда говорю, что у каждого ребенка в глубине души спрятаны серебряные колокольчики. Моя задача – отыскать их, затронуть так, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир для ребят стал светлым и радостным. И тогда они смогут все это передать зрителю, который наблюдает за происходящим на сцене.
Юные артисты в течение года учатся актерскому мастерству, встают за ширму, перевоплощаются в маленьких героев наших сказок. В кукольном театре умение работать с куклой – не самое главное. Детям очень интересно взглянуть на мир и себя в этом мире по-иному, глазами кукольных героев. Взаимодействуя и играя с куклой, дети выражают свои эмоции, чувства. Это их способ наладить общение со сверстниками.

Театр кукол в какой-то степени учит маленьких актеров радоваться успехам своих друзей. Переживать неудачи, сопереживать другому человеку. Быть добрым и милосердным.

В конце учебного года мы всегда подводим итоги. Устраиваем театрализованные игры, которые дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество.

В целом же занятия расширяют кругозор ребенка, развивают фантазию и художественный вкус, речь ребенка, прививают любовь как к театру, так и к искусству в целом.

- Валентина Петровна, каков репертуар вашего театра, творческие планы?

- За все время существования нашего коллектива мы подготовили несколько спектаклей, многие из которых полюбились зрителям: «Ай, да репка», «Сундучок», «Синюшкин колодец», «Петя и Маша», «Упрямый ослик», «Умная сказка», «Мешок яблок», с аншлагом прошедший на нашем 20-летии в ДК им. Ленина, «Наследство Бахрама», «Муха Цокотуха на новый лад». Замечу, что при подготовке любого спектакля за основу мы берем какое-то известное произведение и далее обыгрываем его в более современном стиле. Все маленькие дети любят шутки, прибаутки, пословицы, поэтому в наших сказках много народного фольклора.

У нашего кукольного театра «Петрушка» уже есть свои постоянные зрители – дети из детских садов №№2, 13, 25 и 18, учащиеся школ №№2, 7 и 18. Нас часто приглашают выступать на летних школьных площадках, где мы – самые ожидаемые гости.

Сегодня мы стремимся наши выступления делать интерактивными. По нашему мнению, современный зритель должен быть и наблюдателем, и участником любого события одновременно.

Кроме постановок сказок наш театр сегодня участвует во многих городских социальных проектах. Последним, например, был проект «Права ребенка – защита государства», где с помощью кукол мы рассказывали зрителям о ситуациях из настоящей жизни, наглядно демонстрируя моменты с нарушением прав ребенка.

- Валентина Петровна, вам нравиться работать с детьми?

- А как же! Вы знаете, они любят не только играть с куклами, они являются и непосредственными творцами всех наших проектов. Не стесняясь, могут что-то подсказать, пусть и взрослым. И этот процесс меня саму необыкновенно увлекает.

Знаете, сказка нужна каждому ребенку. Она дает детям единственную в своем роде возможность разобраться в проблемах своей внутренней жизни и приносит душевное утешение.

Как у руководителя коллектива у меня большие творческие планы, много интересных идей, которые я обязательно хочу воплотить в жизнь вместе со своими воспитанниками.

- Валентина Петровна, благодарю за содержательную беседу, газета и наши читатели желают вам и вашему коллективу творческих успехов и благодарных зрителей.