Афганский излом

30 лет назад, 15 февраля 1989 года, завершился вывод советских войск из Афганистана. Эта военная кампания до сих пор вызывает жаркие дискуссии среди историков, и политологов, да и у непосредственных участников отношение к ней весьма неоднозначное.

За десять лет конфликта погибло 15 тысяч советских солдат и офицеров. А всего с декабря 1979 по февраль 1989 года в боевых действиях на территории Афганистана участвовало более 62-х тысяч солдат, сержантов, офицеров и генералов погранвойск СССР. С ирбитской земли в Афганистан было отправлено порядка 170 молодых парней.

«Привет! У меня все хорошо! Служу…» - так начиналось письмо чуть ли не каждого шурави (так афганцы называли советских солдат. – Прим. авт.). Родные не знали, где служит их солдат, – это была военная тайна. Наши ребята и сами не хотели, чтобы близкие переживали, и поэтому тоже ни о чем не рассказывали в письмах. Уже после службы родственники узнавали об афганском прошлом сыновей, но, к сожалению, вернулись не все.
- Это была бессмысленная война! За что воевали, сами не знали. Мы, вчерашние новобранцы, толком не умели пользоваться автоматами, к партизанской войне моджахедов вообще оказались не подготовлены, – с холодным застывшим взглядом констатирует Владимир Дмитриев, участник боевых действий в Афганистане.

Он родом из Татарстана, в деревню Удинцеву Ирбитского района приехал после службы в Афганистане. Молодой мужчина участвовал в военном конфликте в самый разгар – с 1984 по 1986 годы. Вместе с сослуживцами-пехотинцами охранял мост, являвшийся важным стратегическим объектом, выезжал на зачистки в кишлаки, участвовал в засадах. Попав под ракетный обстрел, был контужен, но вернулся домой живым и практически здоровым. Об этом отрезке своей жизни говорить не любит, впрочем, как и многие, повидавшие ужасы той войны.

В мирное время, в 2010 году, Владимир Петрович получил серьезную производственную травму. После восстановления решил возвести в своей деревне часовню, посвященную святителю Николаю Чудотворцу, в память погибших шурави (Афганистан), в Чеченской и в Великой Отечественной войнах. Помощь в строительстве оказывали и жители Рудновской территории, предприниматели, и даже из села Голубковского Алапаевского района – они заезжают в часовню. Свои двери для прихожан часовня открыла в 2015 году. Сейчас здесь часто бывают ветераны боевых действий.
Другой наш герой, Андрей Вепрев, родился в селе Рудном. Окончив школу, он учился на тракториста в Каменск-Уральском техникуме, после вернулся работать в родной колхоз. Вскоре ему пришла повестка в армию, как оказалось позже, в спецнабор.
- Мы с ребятами это поняли, когда до Екатеринбурга добирались поездом. В то время призывников автобусом отправляли в Егоршино, - вспоминает А. Вепрев. – После ноябрьских праздников каждого вызывали в кабинет и спрашивали согласие на службу в Афганистане.

Перед его призывом в село с этой войны не так давно вернулся земляк – Виктор Мильков. Старший товарищ тогда напутствовал: «Не вздумай в Афган ехать, ничего хорошего там нет!» - и рассказал ему, что там происходит. В то время по телевидению про советский контингент в Афганистане говорили мало и многое скрывали.

На предложение о службе в «горячей» точке Андрей согласился сразу, как и большинство новобранцев. Он говорит, что по-другому не мог. Пятерых ирбитских парней отправили грузовым самолетом в Новороссийск – в «учебку». Ему, как и всем, случилось во время подготовки два месяца спать в палатке на краснодарской земле. После «учебки» отправили самолетом через Ташкент в Кабул. Это было в 1988 году – нашему герою повезло чуть больше, чем его старшим боевым товарищам: тогда уже шли разговоры о выводе советских войск из арабской страны.

Андрей служил в охране штаба армии, на БТРах сопровождал офицеров, дипломатов, приходилось даже стоять у кабинета самого Бориса Громова – генерал-полковника, последнего командующего 40-й армией, уполномоченного правительства СССР по делам временного пребывания советских войск в Афганистане.
В боевых столкновениях Андрею не пришлось участвовать, но регулярные обстрелы моджахедов заставляли быть всегда начеку. Уволившись, он был отправлен в заполярный Мурманск – возил комбата на УАЗе. К слову, здесь же дослуживал его земляк и боевой товарищ по Афганистану Сергей Зотов. Вместе они демобилизовались и вернулись на малую родину.

Жизнь Андрея на гражданке сложилась, можно сказать, удачно: создал семью и состоялся профессионально. Сначала трудился в рудновском колхозе, а после его распада стал предпринимателем – открыл пилораму и занялся грузоперевозками. Еще чуть позже вместе с братом Сергеем открыли крестьянско-фермерское хозяйство – выращивают зерновые культуры.

Связь с сослуживцами Андрей поддерживает до сих пор – традиционно встречаются 15 февраля. В этой войне солдаты обрели настоящих, надежных друзей. Не всегда, конечно, получается увидеться – у всех семьи, работа, важные дела.

Вернувшись из далекой горной страны. все воины-интернационалисты так или иначе устроились в жизни. Но из их памяти никогда не сотрутся невыносимая жара, песок и ужас, леденящий душу, и непарадный героизм павших товарищей!