А в сердце — длинный список утрат...

Алексей Золотарёв - один из тех, кому довелось побывать на войне в составе советского ограниченного кон-тингента в Афганистане.

Он до сих пор помнит то время, которое провел в стране, где народ, постоянно внимающий воле Аллаха, жил в четырнадцатом веке по календарю солнечной хиджры. Стране, через которую издавна проходили караваны и торговые дороги, включая «Великий шелковый путь». Его же путь, путь военного, оказался от-нюдь не мирным.
Разговор получился не сразу. «Что обо мне-то писать, - говорил Алексей. - Очень много хороших ребят бы-ло. Вот Муратов был, азербайджанец, такой классный парень... Убили его… Или Чебоксаров Вася. Он умер в прошлом году в феврале. Самый боевой офицер был! Он «стингер» первый взял. Представляете?! Никто не помнит про него, а он взял «стингер»! Представляете, что это значит?! А потом он ещё всю Чечню прошел. О них надо писать! А меня в школе даже хулиганом считали, ни в комсомол, ни в пионеры не принимали». И всё же Алексей рассказал о своей службе, о том пути, который разделил с сотнями наших парней, прошед-ших через огненный Афганистан.

Призвали его из Тугулымского района в 18 лет. Приехал в Егоршино. Затем - подготовка вместе с другими ребятами в Чирчике. Основной упор там делался на формирование выносливости в условиях горно-пустынной местности, огневую подготовку, тактико-специальную подготовку. Гоняли так, что семь потов сходило. Вырабатывали четкость действий и умение адаптироваться в сложной ситуации.

В Афганистан, в 186-й отдельный отряд спецназначения, Алексей прибыл разведчиком-минером. Через зо-ну ответственности отряда проходили оживленные караванные маршруты, по которым доставлялись ору-жие и боеприпасы из Пакистана в южные провинции Афганистана. Наиболее характерной тактикой отряда были засадные действия. Он считался одним из самых результативных отрядов ГРУ в Афганистане. По офи-циальным данным, именно бойцы 186-го захватили первые образцы американского переносного зенитного комплекса «Стингер».

- Первый бой у меня, - вспоминает Алексей, - был 30 марта 1987 года. Страшный бой, я даже не понимал, что делается. Мы тогда нарвались на засаду... Потом были поданы документы на орден Красной Звезды, но ни-кто из нас его не получил.

В Афганистане Алексей прослужил 19 месяцев. На вопрос, чем занимался, лаконично ответил, что постоянно минировал и разминировал, участвовал в общевойсковых операциях, среди которых и ликвидация банд-групп. Всего - 36 выходов.

- Так получилось, что я каждый третий день находился в горах, - коротко уточняет Алексей.

И все же эмоции есть. Слово за слово, и вот она - радость от воспоминаний о друзьях, которые были рядом.
- Когда в бой идешь, знаешь - рядом друг твой. Для меня самое главное - это пацаны были. Он так берет те-бя за шею: «Лёха, придержись, я пошёл вперед». Я его хватаю: «Нет, я пошёл». Мы готовы были, не разду-мывая, умереть друг за друга! В Афганистане было какое-то братство. И не было «твоё - моё». Мы ели и пи-ли из одной кружки!

Но за радостью тут же приходит горечь - не все вернулись домой. Занозой в сердце сидят эпизоды, рвущие душу на части.

- Многое я увидел там, - вспоминает Алексей. - Один раз парень у нас... Спецназ ГРУ… Рёбра… Вот с этой стороны голова! Весь жестоко изранен… И живёт ещё полдня. В госпиталь его, но «вертушки» сесть не мо-гут. Не могут! Вертолётчики передают: «Сесть не можем». Да как же так?! Надо же их вытаскивать, парней. Мы в рации: «Давайте, ребята, давайте!» У них пыль из-под винтов. А у нас на земле бой продолжается. Ду-хи лупят. Мы отстреливаемся. И всё-таки сели «вертушки». Слава им и честь! Они, вертолетчики, против нас, «рексов», худющие были, выйдут - еле ходят. Но для нас они были боги...

Многое вспоминается из того афганского времени, обо всём и не рассказать в двух словах. И как между об-стрелами сухпай в котелке заваривали, а потом по глотку пили-ели его, передавая котелок из рук в руки. И афганские ребятишки, бегущие за машиной и кричащие: «Бача, дай-дай!». «И никогда не обижали, - говорит Алексей, сгущенку, тушенку, печенье, галеты пачками отдавали. Они так радовались!»

Из Афгана Алексей Золотарев вернулся целым и невредимым. На груди - медаль «За отвагу». В сердце - длинный и скорбный список утрат и незабываемые зверства войны.

И ещё. Алексей - солдат, который сберег честь и выполнил свой долг.

Помните слова генерал-лейтенанта Бориса Громова об итогах афганской кампании: «…Не существует осно-ваний для утверждения, что сороковая армия потерпела поражение, равно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Войска выполнили те задачи, которые им были поставлены».

Подготовила Жанна Калугина