Он познакомил мир с хозяйкой медной горы

Именно по сказам Павла Петровича Бажова мир узнал о нашем крае. Это не значит, конечно, что до 30-х годов позапрошлого века никто об Урале ничего не слышал. Слышали, что есть такие горы, отделяющие Европу от Азии. Знатоки истории и географии помнили, что с XVIII века Урал стал одним из центров горнодобывающей и металлургической промышленности. А вот какие люди населяют этот край, как у них устроена жизнь, что они считают для себя важным, во что верят, а что отвергают, читающая публика не знала.

Со сказов Бажова началось и моё личное знакомство с Уралом.

Я родилась в Казахстане и на Урал меня привезли пятилетней девчонкой в начале 70-х годов. Первое, что поразило моё детское воображение - это красота местной природы: леса, горы, поразительное разнотравье и множество источников чистейшей природной воды.

Отец по работе много ездил по Свердловской области и окрестностям Нижнего Тагила и всегда делился своими впечатлениями о жизни в уральской глубинке. Однажды из очередной командировки он привез книгу «Малахитовая шкатулка» и сказал, что я обязательно должна её прочитать, потому что нельзя жить на Урале и не знать о том, чем он дышит.

Книга была очень красивая (подарочное издание) с яркими картинками, каждую страницу украшали замысловатые узоры, и то тут, то там мелькали маленькие зелёные ящерки. В этот вечер я не выпускала книгу из рук и, ложась спать, украдкой сунула её под поду-шку. Читать тогда я еще не умела и первые сказы мне читала мама. Далеко не всё сразу было понятно, тяжело воспринимался самобытный язык Бажова. Самой моей любимой стала сказка «Таюткино зеркальце». Может быть, потому что главной героиней сказки была маленькая девчушка Наташа, которую все мило называли Таюткой. Когда ей исполнилось 4 года, у неё трагически погибла мама. Отцу не с кем было оставлять маленькую дочь и ему приходить брать Таютку с собой в шахту.
Язык Бажова настолько живой и яркий, что, читая его книги, словно воочию видишь прочитанное. Вот перед тобой заискрилась переливами Хозяйка Медной горы - строгая, красивая и мудрая. А вот сказочный олешек Серебряное Копытце выбивает самоцветы на горном склоне.

Страстно влюбленный в родной край, П.П. Бажов исходил Урал вдоль и поперек. С охотничьим ружьем за плечами он забирался в самые глухие уголки, наведывался на забытые прииски и повсюду, где бы ни был, неутомимо записывал народные пословицы, побасенки, легенды. Заслуга писателя в том, что он огранил, отшлифовал найденные им "камни", вложил их в чудесную словесную оправу. «…Я только исполнитель, - любил повторять Бажов, - а основной творец – рабочий».

Широко известная мурзинская династия горщиков Зверевых, в частности, Данила Зверев не раз упоминается в произведениях Бажова. Данила Зверев был талантливым рассказчиком, и первым, кто оценил его дар, стал Мамин-Сибиряк. Знакомство горщика с Бажовым состоялось в начале 30-х годов и переросло в дружбу. В своих дневниках Бажов с огромным уважением писал о Звереве, подчеркивая, что за его кажущимся везением на камни стоит тяжелый труд. Известный горщик стал прообразом главного героя в сказке «Далевое глядельце» - Троши Легонького. Узнаётся его образ и в тёзке - любимом народном герое Даниле–мастере. Внук знаменитого уральского горщика Иван Зверев был избран первым директором минералогического музея в селе Мурзинка. Иван Иванович Зверев (горщик, геолог, рудознатец) передал в дар музею большую часть семейной коллекции образцов самоцветов.

Помнят и любят в народе еще одну героиню сказов Бажова - бабку Синюшку. У гостей минералогического музея большой популярностью пользуется аттракцион «Синюшкин колодец» — с помощью рабочих инструментов горщиков каждый может почувствовать себя старателем и намыть себе самоцветов, как это делали в лесах Урала! Все самоцветные камешки, которые подарит вам хитрая хранительница колодца, останутся вам на память.

Особенно любят в окрестностях Нижнего Тагила саму Хозяйку Медной горы, и это не случайно. Ящерка, в обличии которой нередко является сама хозяйка - частая гостья уральской геральдики и красуется на гербе Горноуральского городского округа. А любимый камень Каменной девки - малахит с давних пор является визитной карточкой Тагила.

Когда заходит разговор об истории использования этого минерала в нашей стране, все (или почти все) в первую очередь вспоминают о Нижнетагильском Меднорудянском месторождении, открытом (по разным источникам) в период с 1814 по 1823 годы.

Из первых крупных находок Анатолий Демидов распорядился изготовить «малахитовый храм» — восьмиколонную ротонду — для установки в Исаакиевском соборе. Позже нижнетагильский малахит был использован в декоре личного кабинета Николая I, а затем уральским камнем был отделан один из залов в покоях его супруги. Так в Зимнем дворце появился знаменитый Малахитовый зал.

В 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне в Русском отделе демонстрировался малахитовый кабинет (всего 76 предметов, включая двери высотою в шесть аршин, два стола, два кресла, стулья, вазы и т.д.), изготовленный из меднорудянского малахита.

Жителям Новоасбеста, наверное, наиболее близки герои сказа «Шелковая горка». Горка в сказе называется шелковой, поскольку «сдаля поглядеть, как на ней ровно шелковые платки разбросаны». Так проявляется действие камня асбест: он «сзелена и мягкий» и «на солнышке-то блестит…»

По сути, Павел Петрович Бажов создал авторский эпос Урала. Его герои и сегодня открывают уральской ребятне тайны их дедов - знаменитых рудознатцев и камнерезов.

А.Листова.