«Без дела сидеть не приучена»

1 января Надежда Гольфингер, завуч школы №13, Заслуженный учитель РФ, отметила два юбилея сразу: 70 лет со дня рождения и 50 лет педагогической деятельности.
Настоящая уралочка!

На самом деле Надежда Николаевна родилась в последние часы уходящего 1948 года – 31 декабря в 11 ночи (это в ЗАГСе уже записали 1 января). Схватки начались, когда все собирались садиться за праздничный стол. Пришлось молодому отцу и одному из родственников принимать роды. Молока у мамы не было, поэтому малышке сделали болтушку из печенья, а потом громко удивлялись:

– Смотри-ка, только родилась, а уже сосет! Настоящая уралочка!

Дело было в посёлке Черемухово, где Надежда Гольфингер провела почти всю свою жизнь, отдав родному поселку много сил и энергии.

Мама Надежды Николаевны, Клавдия Тимофеевна Бабкина, приехала на Урал из Башкирии к старшей сестре, и всю жизнь проработала в детских яслях воспитательницей. А отец, Николай Францевич Гольфингер, был сослан в Черемухово как немец, по национальному признаку. До войны жил и трудился на Украине – строил корабли на николаевской судоверфи. А уйти на фронт не успел, так как город был оккупирован фашистами уже 16 августа 1941 года. Поэтому сначала попал на принудительные работы в немецкий лагерь, а после освобождения в 1944 году – в наш, откуда и был направлен на поселение на Северный Урал, в Черемухово.

– Папа трудился электросварщиком. Был очень спокойным, сдержанным, уважаемым человеком. Все называли его только по имени-отчеству, – вспоминает Надежда Гольфингер. – И до 1956 года, оказывается, был невыездным, а вместе с ним и я, маленький ребенок, потому что была записана на его фамилию.

Об этом Надежда Николаевна узнала много позже, когда была уже зрелым человеком, всего лет 10-15 назад.

– Я стала интересоваться историей семьи и жизнью своих родителей и написала в архив. Вот тогда и выяснилось, что в середине 1950-х был реабилитирован не только мой отец, но и я…

«Ты же наша, родная»

К счастью, грозные ветры истории пронеслись мимо, не успев задеть Надежду ни в детстве, ни в юности. Она всегда была в гуще ученической жизни, активной пионеркой и комсомолкой, шефствовала над ребятами из младших классов.

– С детства учила всех и вся! – смеется Надежда Николаевна. – Полный двор детей, но учительницей всегда была только я, больше никто не претендовал на эту должность. Поэтому выбор будущей профессии был очевиден…

После Серовского педучилища Надежду Гольфингер направили в Краснотурьинск, но там, как это иногда бывало, место было уже занято, и молодая учительница поехала домой. Попади она в городской отдел народного образования раньше хотя бы на час, то, может быть, и успела бы устроиться в родную шестую школу, в которой когда-то училась сама. А так туда приняли уже другую учительницу, поэтому пришлось ехать в малокомплектную школу поселка Березовский (там, за Покровском-Уральским, жили лесозаготовители).
Активного и грамотного молодого специалиста очень быстро заприметила директор покровской школы Нина Александровна Карпушева и уже через год перетянула к себе. А позже на заседаниях городского методического объединения учителей начальных классов, Надежду Гольфингер увидела директор черемуховской шестой школы Нина Михайловна Бабенко, которая сразу спросила:

– А что ты в Покровске делаешь? Ты же наша, родная…

Однако у молодой учительницы к тому времени были уже муж, ребенок, жилье и налаженный быт, поэтому от переезда она отказалась. Но Нина Михайловна все равно добилась своего, как только представился удобный случай.

– Я заболела воспалением легких и пока лечилась в больнице, Нина Михайловна поговорила с моим мужем и организовала наш переезд. Так что в Покровск-Уральский мне возвращаться было уже некуда, – рассказывает Надежда Гольфингер.

Конечно, такая настойчивость директора шестой школы объяснялась не только желанием заполучить грамотного перспективного педагога, но и необходимостью подготовить преемника перед уходом на пенсию, а в Надежде Гольфингер Нина Михайловна Бабенко, видимо, заметила задатки будущего руководителя. Уже в 28 лет Надежду Николаевну назначили завучем, а через два года предложили занять место директора.

Правда, её эта перспектива поначалу не воодушевила. Она считала себя слишком молодой, чтобы руководить коллективом, где работали учителя, знавшие молодого педагога еще малолетней девчонкой, и отправилась проситься на работу… на СУБР.

– Вот только учителей мне здесь не хватало! – отреагировал на просьбу директор градообразующего предприятия Станислав Виноградов. Так что пришлось возвращаться – руководить.

И первое, что Надежда Николаевна сделала, возглавив шестую начальную школу – решила проверить, насколько хорошо педагоги знают методику обучения чтению. И вывесила график «экзамена» в учительской.

– Сейчас бы я так, наверное, не поступила, – оценивает пройденный путь Надежда Николаевна, – а тогда для меня было очень важно понять проблемы, чтобы выстраивать стратегию, программу развития и профессионального роста коллектива. На экзамен пришли все, кроме моей первой учительницы Марины Кузьминичны Юрканцевой, которая сказала: «Я еще экзаменов этой пигалице не сдавала!» Ну, это и понятно…

Шестая – всегда первая

С тех пор, все 36 лет, пока Надежда Гольфингер руководила школой, коллектив стремился к постоянному повышению квалификационного уровня, изучению и внедрению новых передовых методик, направленных на развитие детских способностей, сбережение здоровья и раннюю профориентацию учеников.

– Мы с коллективом росли вместе. Когда я поступила на заочное отделение Свердловского пединститута по специальности «Педагогика и методика начального обучения», все, что узнавала на сессии, передавала своим педагогам. Можно сказать, коллектив учился вместе со мной, – вспоминает Надежда Гольфингер.

–  И где бы наши учителя ни были – участвовали в конкурсе или дискуссии – их уровень виден был сразу. Это отмечали многие. 78% педагогов имело первую и высшую категорию, очень много учителей было с высшим образованием (я всегда подталкивала к этому). Не зря в нашей школе появлялось столько новшеств – было, с кем их внедрять!

Действительно, начальная школа №6 была настоящим локомотивом и примером для педагогического сообщества Североуральска. Она первая, еще в 1992 году, перешла на преподавание по развивающей системе Занкова (а в 2011 году, говорит Надежда Николаевна, это стало основой федерального образовательного стандарта). Учителя тогда в два потока ездили учиться на три недели в Москву, встречались с коллективом авторов учебников.

Эта школа первой стала создавать здоровьесберегающую среду, закупив для учащихся тренажеры для глаз, массажные коврики и конторки, чтобы дети могли работать на уроке попеременно – сидя и стоя (в результате ребята стали расти в течение всего года, а не вытягиваться исключительно за лето). Первой распределила учебную нагрузку равномерно – после пяти недель обучения шли недельные каникулы, чтобы дети не уставали и лучше усваивали материал. Первой ввела лицейские классы, где ребята занимались минералогией, археологией, экономикой, информатикой, участвовали в областных конкурсах и викторинах со своими проектами. Одна из первых среди начальных школ стала заниматься проектной деятельностью, ввела в процесс обучения информационные технологии, оснастила классы интерактивными досками, ноутбуками, персональными компьютерами для педагогов. Кроме того, здесь были оборудованы отличные кабинеты труда: с токарными и ткацкими станками, а кабинеты музыки с ученическими местами в виде амфитеатра, кабинет психолога, музей и даже тренажерный зал с шестнадцатью тренажерами, которые были подарены школе за победу во Всероссийском конкурсе «Школа – территория здоровья».

С 1992 года черемуховские ученики и педагоги начальных классов работали по безотметочной системе. Это, по словам Надежды Гольфингер, позволяло дифференцированно подходить к обучению каждого ребенка и сохранять для него психологический комфорт, хотя требовало от учителей немалой работы. Ведь педагогам нужно было отслеживать, что и как усвоил ученик, с кем и по какой теме следует дополнительно поработать. И при этом, конечно, нужно было держать связь с родителями, которые должны помогать учителю, не расслабляясь от того, что не видят в дневнике плохих отметок…

Всего этого, конечно, невозможно было бы достичь без умного и энергичного капитана, каким была все эти годы для школы Надежда Николаевна Гольфингер. Это она уверенно вела коллектив педагогов, родителей и учеников сквозь перипетии перестройки, тяжелых девяностых и нового становления страны в двухтысячных.

Напряженная работа в качестве депутата Североуральской думы в течение восьми лет только помогала Надежде Гольфингер на этом пути, хотя, конечно, требовала немалых душевных и физических сил.

Однако никакие бури и трудности не могли помешать Надежде Николаевне думать о будущем и изо дня в день усердно работать, вовлекая педагогический коллектив в инновационную деятельность, настраивая на совершенствование учебного и воспитательного процесса.

Шестая школа под руководством Надежды Николаевны всегда была в авангарде, становилась неоднократным победителем областных и всероссийских конкурсов.

С думой о будущем

После объединения шестой и 13-й школ в 2015 году Надежда Николаевна осталась во главе начальной ступени образования поселка Черемухово и по-прежнему думает о повышении квалификации педагогов. Коллектив за эти годы успел обновиться почти на 90%, пришло много молодежи, которой требуется добрый совет и наставничество старших коллег.

Надежда Николаевна руководит городским методическим советом учителей и в настоящее время занимается внедрением программы педагогического роста.

Все должно начинаться с самодиагностики, в ходе которой оценивается знание преподаваемого предмета, психолого-педагогическая, методическая и коммуникационная компетенции, поясняет Надежда Николаевна. А дальше должна составляться индивидуальная программа для преодоления профессионального дефицита с привлечением сильных учителей-наставников, с помощью курсов и консультаций в областном Институте развития образования, групповой деятельности и т. д. Только после того, как учитель будет готов успешно работать над проектами, делиться опытом на муниципальном и региональном уровнях, он может претендовать на высшую категорию и карьерный рост. Для этого и предусматриваются должности учителя-методиста и учителя-наставника.   

– Хочу успеть поставить молодежь на крыло, – делится Надежда Николаевна. – Мечтаю, чтобы у детей, внуков и правнучки было все хорошо. И думаю, что буду делать, когда придет пора уходить на заслуженный отдых. Наверное, займусь какой-нибудь общественной работой, потому что без дела сидеть не приучена.

Светлана Ермолова.  
Фото из архива Надежды Гольфингер.