Он учит искусству вправлять интеллект

Я уже почти два года хотела рассказать своим землякам о педагоге ЦТР и ГО «Гармония» Андрее Михайловиче СПАСОВЕ, но все как-то не получалось. В конце августа на учительской конференции увидела видеосюжет, в котором на состязаниях по робототехнике в Москве у учащихся Ани Косоноговой и Артёма Смирнова, показавших отличные результаты, брали интервью, а они с гордостью отвечали, что приехали из Тавды и их педагог – Андрей Михайлович Спасов.

И я, проникнувшись гордостью за Тавду и педагога, встретилась, пусть не сразу, с Андреем Михайловичем и попросила его рассказать о себе, работе и семье. Беседовали мы в его рабочем кабинете.

Андрей коренной тавдинец, родился на Судоверфи. Был старшим ребенком в семье. Отец Михаил Георгиевич – учитель физики, отдавший школе и детям 47 лет жизни. Таков его трудовой стаж. Мама Римма Григорьевна тоже педагог, она трудилась воспитателем в детском саду на Судоверфи 33 года до пенсии, имея только одну запись в трудовой книжке. Есть в их семье еще сын Павел, младший брат Андрея, он живет в Краснодарском крае, навещает свою малую родину и родителей.

Андрей после окончания средней школы №5 поступил в УПИ в Свердловске, но, недоучившись, ушел в армию. После службы стал работать на механическом заводе в нашем городе электриком. Эту профессию он получил в УПК при школе №3, восстановился в УПИ, но диплом вуза по разным обстоятельствам так и не получил.

Работая электриком на ТМЗ, повысил свою квалификацию в институте при КамАЗе в Набережных Челнах, затем – на Минском автомобильном заводе. На механический завод пришли станки с ЧПУ (числовым программным управлением), их надо было осваивать и работать на них. И трудился Спасов на ТМЗ до закрытия завода, которое случилось в феврале 2012 года.

Но еще в конце октября 2011-го по приглашению Аллы Геннадьевны Добровой Андрей устроился по совместительству в ЦТР «Гармония» педагогом-программистом на станки с ЧПУ, поставленные из области в составе базовой площадки по робототехнике. В декабре прошел курсы повышения квалификации при Дворце молодежи в Екатеринбурге. И уже с 11 января 2012 года устроился на постоянную работу в ЦТР «Гармония». И вот уже семь лет трудится в качестве программиста и педагога дополнительного образования.

- С чего же все началось и как продолжается ваша работа?

- В конце 2011 область поставила оборудование для робототехники 2D и 3D моделирования, нужные для улучшения профориентации учащихся. В конце декабря начались занятия для детей, и уже в феврале 2012-го проходили соревнования. Конечно, основы подготовки у детей уже были. Их учили педагоги Виталина Дождикова, Александр Богданов и Ольга Васильевна Токарева. В феврале мы поехали в Екатеринбург на соревнования и заняли первое место по области, а в Москве – IX. Немного не вошли в финал. С 2012-13 учебного года некоторые дети стали заниматься уже с прицелом на соревнования. 2012-2013 учебный год был для нас успешным: мы заняли I место в области, а в Москве – XII. Наиболее удачным был 2014 год. В результате соревнований мы попали на сборы по формированию сборной РФ, прошли в нее и выступили на заключительном этапе WRO (Всемирной робототехнической олимпиады), который проходил в Сочи. В 2015 снова попали на сборы, но в состав сборной не прошли. В те годы от нас выступали Павел Пилигримов и Сергей Новоселов. Сейчас они окончили школу и продолжают учебу. Это мои первые выпускники.

Успешно выступали на различных соревнованиях Данил Криворогов, Даниил Афанасенков, Александр Овчинников, Дмитрий Барщевский, Егор Донченко (Мереняшев) и другие ребята.

В настоящее время подрастают новые ученики, которые успешно заявляют о себе на соревнованиях разного уровня. Перечислять можно долго, а наиболее успешны Артем Смирнов и Аня Косоногова. Среди их достижений – первые и призовые места в области и Перми, участие в соревнованиях в Питере и Москве, победа в Москве на соревнованиях «Робофест», направление Avtonet 10+.

- Да, все-таки, здорово выйти на всероссийский уровень и быть на высоте. Это ведь ваша заслуга – так профессионально готовить ребят. Скажите, пожалуйста, вы привыкли к этой деятельности, стали педагогом?

- Да, привык, многому сам научился, хотя учителем никогда не хотел стать. Педагог я вынужденный. Но уже втянулся в эту работу. Люблю заниматься с детьми, соревноваться, но стремиться всеми правдами и неправдами к победе – это не по мне. Если делаешь что-то, надо стараться делать это хорошо. Дети могут, и мы можем. У ребенка должна быть склонность к соревновательной деятельности. Чем больше он будет перебирать занятия, тем больше у него шансов найти себя в этом мире.

- Спасибо, Андрей Михайлович, за беседу. Узнала очень много интересного о вас. Но еще одна, последняя тема. Нынче на Дне города вашу семью чествовали как династию учителей. Вот и «вынужденный» педагог в династии. Назовите всех ваших педагогов еще раз.

- Мама Римма Григорьевна 33 года отработала в детском саду, отец Михаил Георгиевич – учитель физики с 47-летним стажем в средней школе. Они уже в преклонном возрасте, но, слава богу, как говорится, на ногах. Жена Марина Леонидовна – учитель географии. По распределению с 1989 года начала работать в школе №5 на Судоверфи, где я с ней познакомился. Поженились в 1990 году. С 1997 года она трудится в школе №18, так как мы переехали в этот район, построив дом. И я в «Гармонии». Сын Костя окончил радиофак УрФУ, магистратуру. Работает в банке. Он не педагог, не захотел им стать. А дочь Виктория окончила педагогическую академию в Нижнем Тагиле, историк и учитель начальных классов. Сейчас учится в магистратуре и работает в школе учителем начальных классов в Тагиле. Вот и получается, что в нашей семье пять педагогов.

- Это же замечательно! Спасибо за общение. Всего доброго вам и вашей семье. Успехов и здоровья.