В мировой премьере мюзикла главную женскую роль исполнила восходящая звезда из Среднеуральска

Жительница Среднеуральска Дарья КВАСОВА на кастинг «Парижских тайн» пришла из праздного любопытства как начинающая актриса.

Ни на что не надеясь, наша землячка записалась на все женские роли. После первого тура с удивлением узнала, что преодолела его, причем в качестве претендентки на главную роль Мари. Ко второму туру девушка в течение суток подготовила две демо-версии песен этой героини, которые звучат в мюзикле. И, очевидно, удачно попала не только в ноты, продемонстрировав необходимый диапазон, но и в типаж. В итоге нашу Дашу утвердили. В другом составе Мари предстояло сыграть Зульфие Гареевой (Маше из «Дубровского»).

Репетиционный процесс в филармонии среднеуралочке дался нелегко, поскольку наложился на плотный график учебы в театральном институте и репетиции там же спектакля «UFO». Но девушка рискнула и решила успеть все.

— Я искренне влюбилась в музыкального руководителя «Парижских тайн» Валерию Брейтбург, - признается Даша. – Она настолько преданна работе, открыта общению с актерами. Волевая женщина, изумительный наставник. Это всем нам помогало, в том числе лучше понять своих персонажей. К примеру, Мари только на первый взгляд беззащитна. К финалу она раскрывается как сильная личность, за ее трансформацией интересно наблюдать. В целом участие в мюзикле стало для меня первой взрослой театральной работой, когда пришлось исполнять столь сложные композиции. К тому же здесь играешь иначе, нежели в драматической постановке, где забытую реплику можно передать своими словами. В «Парижских тайнах» - без страховок: песни только вживую, танцы, диалоги, жесты вытекают одни из других. Нарушать логику построения нельзя. Задача сверхответственная, трудятся над ее реализацией сотни человек. Но это такой кайф, когда все получается! И после премьеры появилось ощущение, что мы все-таки справились: зрители покидали зал, улыбаясь. Даже моей маме – суровому критику – понравился мюзикл.

Добавим, что Дарья родилась в семье Киры и Николая Квасовых, известной в Среднеуральске династии полицейских. В семь лет девочка твердо решила стать актрисой. Помимо учебы в школе №6, успешно занималась на музыкально-театральном отделении Детской школы искусств под руководством Любови Евгеньевны Волеговой. Уже тогда ее воспитанники неоднократно становились лауреатами театральных конкурсов. 9-11 классы девушка окончила в школе №1 Верхней Пышмы, где также пела в трио «Микс» (педагог по вокалу - Людмила Геннадьевна Плотникова). Получив аттестат о полном среднем образовании, Дарья без труда поступила в театральный институт в Екатеринбурге. Сейчас - на выпускном курсе, в мастерской Андрея Неустроева. Параллельно с «Парижскими тайнами» наша одаренная землячка занята в пяти спектаклях учебного театра ЕГТИ: «ШекспиРеволюция» (по У. Шекспиру), «5 вечеров» (А. Володин), «UFO» (И. Вырыпаев), «Незнайка» (Н. Носов), «Вас вызывает Таймыр» (А. Галич, К. Исаев). Обладает красивым сопрано.

Искренне рекомендуем среднеуральцам побывать на мировой премьере мюзикла «Парижские тайны» в Детской филармонии и поддержать Дарью щедрыми овациями.

Итак, Франция. Париж. 19-й век...

Во время роскошного бала, где шампанское льется рекой и беззаботные гости кружатся в танце, хозяин вечера - барон Лансиньяк, сколотивший капитал благодаря коварству и беспринципности, в погоне за еще большими деньгами предлагает маркизу Родольфо де Самбрею взятку за информацию государственной важности. В ответ оскорбленный маркиз – истинный патриот, человек благородный и решительный, без промедления вызывает корыстолюбца на дуэль...

Новый мюзикл Свердловской государственной детской филармонии «Парижские тайны», мировая премьера которого состоялась в конце октября и ознаменовала 40-й, юбилейный, сезон учреждения культуры, не оставляет зрителю шанса отвлечься даже на минутку, пока на сцене разворачивается зрелищное действо. Париж двухсотлетней давности предстает перед нами во всей своей неоднозначности: богатство и нищета, интриги и бесхитростность, светское общество и криминальное дно, ненависть и любовь, погони и убийства, душевные терзания и долгожданные встречи. За сходную плату отъявленные негодяи здесь легко лишают жизни. А попытки противостоять злодеям нередко терпят фиаско. Калейдоскоп эмоций, бьющих через край, без полутонов, где чувства абсолютны и накрывают с головой, еще больше усиливают молодость и харизма актеров, экспрессивные диалоги, яркие режиссерские решения, захватывающая хореография, безупречный вокал, колоритные костюмы и декорации «с эффектом» полного исторического погружения, а также самый главный ингредиент спектакля - прекрасная музыка от именитого маэстро.

«Парижские тайны» - восьмой мюзикл известного композитора и продюсера, заслуженного деятеля искусств России Кима Брейтбурга и второй, реализуемый с Детской филармонией (после сверхуспешного «Дубровского», который на протяжении двух лет собирает аншлаги). На сей раз над постановкой вместе со столичным мэтром работали: автор либретто – Евгений Муравьев (поэт-песенник, драматург, лауреат фестивалей «Песня года», «Славянский базар» и др.); музыкальный руководитель и супервайзер - Валерия Брейтбург (доцент эстрадно-джазового факультета РАМ им. Гнесиных, музыкальный руководитель многих телепроектов); режиссёр-постановщик - Алла Чепинога (директор учебного театра РАТИ-ГИТИС, приглашенный режиссер театра «Новая опера»); хореограф-постановщик - Сергей Мандрик (художественный руководитель балета «StreetJazz», востребованный российский хореограф); художник-постановщик - Марина Абдуллаева (художник оперных, драматических и балетных спектаклей, обладатель гран-при Международного фестиваля ВГИК). Одну из самых пронзительных песен мюзикла «Мама» написал прославленный французский шансонье Нильда Фернандес.

Читателям, знакомым с творчеством писателя Эжена Сю, стоит иметь ввиду, что уральские «Парижские тайны» – это вольная постановка, более схожая с одноименным фильмом 1962 года с Жаном Маре в главной роли, нежели с романом. Но благодаря мастерской трансформации исходного сюжета, спектакль превращается в самостоятельное произведение с иным прочтением, не требующим от зрителя знания первоисточника. Хотя, уточняет автор либретто Евгений Муравьев, как и в книге, «флер многоликой и мистической столицы любви, романтики и приключений буквально пропитывает каждое действие – от массовых сцен до сольных выходов». Сохраняется и жанровая направленность авантюрного романа с элементами детектива и экшна, что, безусловно, оставляет публику в напряжении до самого финала.

Второй мюзикл, созданный в стенах Детской филармонии в сотрудничестве с командой Брейтбурга, - это полноценный музыкальный спектакль с декорациями, сценографией и диалогами. Труппа для него собрана по кастингу, но большинство артистов - из организованного здесь же, в филармонии, Театра мюзикла.

По признанию директора учреждения Людмилы Скосырской, знакомство с Кимом Александровичем и его единомышленниками обеспечило совершенно новый виток развития филармонии. И после воплощения одной мечты – постановки «Дубровского» - у коллектива появилась следующая, более амбициозная – создать столь же качественный взрослый спектакль, который подошел бы и для просмотра в семейном формате. Выбор пал на «Парижские тайны», претерпевшие несколько экранизаций, но ни разу не показанные на театральных подмостках. Серьезность намерений уральцев поддержали не только столичные постановщики. Правительство Российской Федерации выделило филармонии грант в размере восьми миллионов рублей на создание нового мюзикла. Благодаря Правительству Свердловской области и региональному Министерству культуры в учреждении появились ставки для содержания профессиональной труппы. Коллеги по цеху также не остались в стороне и помогли преодолеть технические трудности. В мастерских Свердловской музкомедии было сшито свыше 100 костюмов, изготовлена большая часть декораций и реквизита. А ходом репетиционного процесса лично интересовались заместитель губернатора Среднего Урала Павел Креков и глава областного Минкульта Светлана Учайкина.

Работа над «Тайнами» кипела несколько месяцев. Каждый участник огромной театральной команды действовал в строгом соответствии с концепцией Брейтбурга, условно названной «театрализацией эстрадного искусства». Теоретической базой для нее стали принципы, которые десятилетиями применяются при создании мюзиклов на Бродвее. Кстати, одним из основоположников американской школы мюзикла считается Михаил Чехов — русский, а впоследствии американский драматический актёр, театральный педагог, режиссёр.

Поклонники «Дубровского» подтвердят: любая мизансцена спектакля отточена до мелочей, нет лишних, неуместных движений, забытых реплик, альтернативных трактовок. Достигать столь совершенного владения материалом артистам помогает применяемая Брейтбургами система блокинга, без которой не обошлось и в «Парижских тайнах».

— Мы очень много времени уделяем работе с артистами, - рассказывает Валерия БРЕЙТБУРГ, - подробно закрепляем роли, абсолютно все детали и фразы - музыкальные, интонационные, даем определенные установки. В отличие от русского психологического театра, где есть больше моментов для импровизации, в бродвейских мюзиклах все очень жестко. В дальнейшем такое умение актеров концентрироваться убережет спектакль от случайностей, от влияния человеческого фактора. Главное, чего помогает добиться методика, – равнозначности на сцене обоих исполнительских составов и высокого качества игры.

Стоит отдать должное собранной труппе, в которой есть дебютанты и профессионалы, дети и взрослые, - им под силу удерживать заданную мастерами планку. Сами Брейтбурги не без удовольствия отмечают: «Парижские тайны» способствовали раскрытию новых дарований: Евгений Бушуев и Петр Степовик (Родольфо), Олег Савка (Лансиньяк), Эльвира Нигматова (Горгона), Даша Мительман (балет) - самая маленькая участница мюзикла и другие. Особенно приятно, что к числу восходящих звезд столичные постановщики отнесли нашу землячку - 21-летнюю Дарью Квасову, студентку 4-го курса Екатеринбургского театрального института. Среднеуралочке досталась главная женская роль Мари – возлюбленной благородного маркиза Родольфо. Светлое чувство сентиментальной девушки и отважного маркиза преодолевает немало испытаний. А суждено ли им быть вместе, мы узнаем, лишь досмотрев спектакль до конца.

Помимо актеров, весомый вклад в постановку внесли ассистенты продюсерской группы – сотрудники Детской филармонии Сергей Боднев и Злата Козловская. По словам Валерии Брейтбург, более ответственных, болеющих за общее дело помощников у них еще не было.

Мощная составляющая спектакля – хореография, объединившая в себе несколько жанров.

— Это один из сложных моментов, с которым столкнулись, в первую очередь, артисты из ансамбля «Улыбка». При всем их мастерстве и подготовке ребятам оказалось непросто сочетать различные направления, - говорит хореограф Сергей МАНДРИК, - начинать с неспешного вальса, перевоплощаться для бесноватых кабацких плясок, а заканчивать хип-хопом. Именно балет создает атмосферу происходящего на сцене, чтобы зритель не почувствовал фальши, поверил в историю.

Визуальный ряд «Парижских тайн» столь же богат, как и представители высшего света Парижа былых времен. Художник Марина Абдуллаева рассказала, что продуманные до мелочей декорации и реквизит выполнены в стиле модерн (арт-нуво), соответствующем середине 19 века. Даже название спектакля, высвеченное на занавесе, не является исключением. А вот более сотни замысловатых костюмов намеренно изготовили в разрез с канонами и не снабдили громоздкими корсетами и кринолинами, дабы облегчить труд актеров. Более того, наряды несколько осовременили и приукрасили, отчего многочисленные женские платья, плащи, фраки, рубашки, платки и галстуки, в которых щеголяют персонажи, добавили в полотно спектакля объема и сочности.

— В общей сложности у нас 86 костюмов только для одного состава и шесть смен декораций, - отмечает режиссер Алла ЧЕПИНОГА. – Что-то на сцене постоянно трансформируется по ходу действия. Мюзикл в принципе сложен в плане организации процесса. Реквизит, свет, музыка, фоны, разные манеры исполнения, разговоры, песни, речитативы, танцы – все должно быть сведено воедино. Только тогда произойдет чудо театра, и мы получим отклик публики.

Но все же главенствует в этом жанре Ее Величество Музыка. И здесь мэтру российской эстрады Киму Брейтбургу не откажешь во вкусе. Эклектика стилей хороша: в «Тайнах» присутствуют поп, классика, мюзикловый мейнстрим, элементы джаза, рока и звучит шарманка. В спектакле много номеров, по словам копозитора, «с широкой мелодической линией, с большим дыханием и броскими фразами». Лирические и хулиганские, проникновенные и задорные, они, как и в «Дубровском», заряжают зал положительной энергетикой и надолго остаются в памяти.

В финале, после всех потрясений и переживаний, феерии звуков, движений и красок, по задумке авторов, зрителю останется сделать лишь один жизнеутверждающий вывод: хороших людей на свете больше, чем плохих. Ну что ж, давайте сверим впечатления! Очередные показы «Парижских тайн» пройдут 14 декабря в 19.00, 15 декабря в 18.00, Екатерининский зал СГДФ.

Наталья СМЕЛОВА