Образование будущего: опыт плюс четкая стратегия

Пролетело лето, нынче не очень ласковое и теплое, но беззаботное для детей. Впереди – новый учебный год, полный волнений и забот для всех: учителей, родителей и ребятишек. И как обычно, заканчивался август педагогической конференцией, подводящей итоги прошлого учебного года и нацеливающей на предстоящий.

Тема главного педсовета нынче была необычной для слуха присутствующих. Выступающие перед началом конференции дети разъясняли слово «дизайн» в своих стихах, а что такое дизайн образования, они спросили начальника управления образованием Светлану Геннадьевну Рожину, которая ответила, что они правы, это – вариант успешных действий, а если коротко, то это преобразовывать, конструировать, создавать все педагогические процессы.

Докладчик, поприветствовав всех присутствующих в зале, сказала, что на нынешнем педагогическом форуме будут обсуждаться профессиональные вопросы методического и управленческого характера, проанализированы и оценены итоги прошедшего учебного года, выработаны задачи и актуальная повестка на предстоящий учебный год.

Да и тема конференции была выбрана не случайно.

- Обычно мы используем слово «дизайн», говоря об эстетической стороне какого-либо объекта, - начала Светлана Геннадьевна. - А вот дизайн образования требует постоянной проектировки, создания и конструирования образовательной системы, которая готовит человека, способного меняться вместе с миром.
Мы живем во время глобальных изменений, стремительного технического прогресса и информационных технологий. И маленькую Тавду не обходит стороной ни одно изменение в сфере образования. В системе образования человек проводит в среднем двадцать лет и, выйдя из нее, должен узнать мир, а мир – его принять.

Системные изменения

Далее Светлана Геннадьевна отметила, что модернизировать производственный конвейер намного проще, чем изменить сознание человека в образовательном процессе.

- Развитие образования происходит не в законодательных собраниях, не в управлениях образования и не в пленарных докладах. Оно возникает между учащимися и учителями в реальных школах и на реальных уроках. Если вы – реальный учитель, то вы – система для ваших учеников, если директор школы, то вы – система для вашего коллектива и окружающего школу социума. Если чиновник, то вы – система для учреждений, входящих в зону вашего внимания. В этих условиях любой человек, если он вовлечен в систему, может стать частью конкретных изменений. Новые задачи требуют применения новых инструментов, которые мы порой добываем из хорошо забытого старого, некоторые совместно стараемся вырабатывать с нуля.

Светлана Геннадьевна отметила, что в Свердловской области идет формирование программы «Умный регион». И новые технологии должны закрепиться во всех сферах жизни, в том числе – в сфере образования. В Атласе новых профессий, который разработан специалистами агентства стратегических инициатив вместе с Московской школой управления «Сколково» сформирован топ-ряда профессий, актуальных сегодня и ближайшие десять-двадцать лет: инженер безопасности транспортной сети, системный биотехнолог, игропедагог, менеджер образовательных технологий, эковожатый, специалист по преодолению экологических катастроф, дизайнер виртуальных миров, проектировщик личной безопасности, оператор робототизированных швейных станций, проектировщик умных материалов.

Начальник управления образованием посоветовала коллегам познакомиться с этим Атласом и показать его детям, возможно, они найдут в нем будущее, о котором мечтают.

ВСЕ эти перспективы должны лечь в основу дизайн-проекта системы образования нашего округа. А достижение этой цели требует от педагогов перехода к современным и эффективным механизмам управления: проектное управление, инновационный менеджмент, непрерывное образование, профессиональное самоопределение. А эта цель может быть достигнута за счет обновления содержания образовательной деятельности, создания системы учительского роста, новых инфраструктурных и организационных решений.

Эти параметры нужно рассматривать последовательно, начиная с обновления системы дошкольного образования.
Дошкольное детство – это период, когда можно познакомить ребенка с миром, который его окружает, это касается и мира профессий. Одной из актуальных и интересных форм работы является проектная деятельность, которая органично вошла в дошкольное образование с введением новых стандартов.

Далее Светлана Геннадьевна привела примеры форм работы по профориентации в дошкольных учреждениях. В ДОУ №№1, 4, 13, 14, 22 в 2017-2018 учебном году были интересными проекты по ранней профориентации. Перед детьми в этот период стоит не проблема выбора профессии, а знакомство с их разнообразием.

Наши достижения

Коллектив детского сада №2 под руководством О. В. ОВЕШКОВОЙ для привлечения инвестиций в свою организацию принял участие в областном конкурсе среди дошкольных образовательных учреждений, целью которого является повышение значимости образовательной деятельности. Став победителем, коллектив детского сада выиграл грант в 500 тысяч рублей на дальнейшее развитие и реализацию своего проекта.

Ольга Владимировна Овешкова наглядно, с помощью слайдов рассказала о работе с конструктором «ТИКО», занятия с которым и подтолкнули коллектив к участию в областном конкурсе. Начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в школьном и даже дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, по словам губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева.

- Выиграв грант в областном конкурсе «Уральская инженерная школа», мы продолжим развивать поставленные перед нами задачи: учить дошкольников основам технического творчества, развивать психические функции и умение мыслить критически, нестандартно, развивать личностные качества ребенка. И я надеюсь, что при тесном сотрудничестве с ЦТР «Гармония», который уже имеет огромный опыт работы в этом направлении, мы добьемся отличных результатов, - сказала Ольга Овешкова.

ЗАТЕМ был продемонстрирован ролик с X всероссийского робототехнического фестиваля «Робофест-2018» в Москве, когда корреспондент беседует с тавдинскими учащимися Артёмом Смирновым и Аней Косоноговой, где они стали победителями. Эти ребята занимаются в объединении «Тавда-робот» ЦТР «Гармония» под руководством А. М. Спасова.

Поэтому слово для выступления было предоставлено А. Г. ДОБРОВОЙ. Алла Геннадьевна рассказала о работе центра «Гармония» с детьми, занимающимися техническим творчеством, об их участии в различных конкурсах и достигнутых высоких результатах.

- В 2018-2019 учебном году ЦТР «Гармония» планирует дни открытых дверей и мастер-классы для педагогического сообщества нашего округа, проведение на базе центра окружных соревнований по робототехнике «Лабиринт». Благодаря всесторонней работе учреждения в инновационном режиме у учащихся нашего городского округа имеется реальная возможность для раннего профессионального самоопределения.

Приглашаем к сотрудничеству!

Затем Светлана Рожина перешла к анализу системы в школьном обучении.

- Уже в начальных классах у некоторых детей проявляется склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, технической. К сожалению, в сегодняшней системе дети учат то, что им предписано, а не то, что им интересно и что они сами могут выбрать. В этих условиях школам и учреждениям дополнительного образования нужно сместить фокус активности на каждого конкретного ребенка, его интерес и особенности, - сказала она. - Нужно учить детей задавать вопросы, а не только отвечать на них, нужно готовить их к жизни, а не к поступлению в университет. И еще учить работать в команде, воспитывать лидеров и новаторов.

И успехи есть!

Неотъемлемой частью школьного обучения является подготовка к успешному прохождению ГИА и ЕГЭ. Интерес в той или иной профессиональной деятельности неразрывно связан с профильным обучением соответствующих предметов.

С какими результатами сданы нынче экзамены, рассказала заместитель начальника управления образованием Елена ЛАПТЕВА.

Елена Владимировна отметила, что результаты экзаменов в форме ОГЭ с 2015 года, – стабильны или улучшаются. По обязательным предметам в этом году результаты – лучшие за последние пять лет. Улучшены также результаты по физике, биологии, обществознанию и значительно – по литературе и английскому языку. Из 334 выпускников основной школы в средние профессиональные образовательные учреждения поступили 196 человек, два выпускника вечернего отделения школы №1 продолжили работать, ученик школы №9 будет пересдавать экзамены в сентябре, 133 ученика продолжат обучение в 10 классе.

АНАЛИЗ результатов экзаменов в форме ЕГЭ по нашему округу за 2018 год в сопоставлении с 2014-1017 годами выявил следующее: в 2018-м увеличился средний балл по математике базовой и профильной, физике, литературе, химии, обществознанию. Средние баллы по всем предметам находятся на одном и том же уровне.
Как же по школам сданы экзамены в форме ЕГЭ? В 2018 году среди школ нет явного лидера: по трем экзаменам лучшие показатели – у школ №№1и 18, по двум экзаменам – у школ №№7 и 9. Самый высокий средний балл по итогам сдачи всех экзаменов – у учащихся школы №7 – 64,8 балла, но это ниже показателя прошлого года по школе №18 на 5,8 балла. Самый высокий балл по предмету, как и в прошлом году, по русскому языку – 72,1 балла, но ниже показателя прошлого года. 37 выпускников средней школы (30%) от общего количества набрали по русскому языку 80 и более баллов. 90 и более баллов набрали 9 участников: К. Кожаева из школы №1 (учитель Т. В. Коробейникова), Д. Григорьева из школы №2 (учитель Н. Р. Гужик), С. Поломарчук и Е. Дятлова из школы №7 (учитель О. М. Беляева), К. Христенко и Ю. Иванова из школы №9 (учитель Т. В. Петрова), С. Дерингер и К. Клюева из школы №18 (учитель Н. П. Дёмина), К. Кадовб из Азанковской школы (учитель Л. Б. Пажанковская).

Не буду расписывать высокие результаты по другим предметам из-за объемного материала, но отмечу, что ученик школы №7 Семён Поломарчук получил 94 балла по трем предметам: физике, профильной математике и русскому языку, общий результат – 282 балла, лучший в округе за последние годы.

Среди вузов, где будут учиться наши выпускники, – МГУ им. Ломоносова, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Высшая военно-воздушная академия им. Жуковского и Гагарина в Челябинске, Новороссийский государственный морской университет им. Ушакова, Воронежский институт МВД, ведущие вузы Екатеринбурга и Тюмени. 77% выпускников поступили на бюджет. Это отличный результат!
Далее Светлана Рожина акцентировала внимание в своем докладе на том, что руководителям городских методических объединений учителей-предметников, руководителям образовательных учреждений нужно детально проанализировать выявленные проблемы и откорректировать работу так, чтобы в будущем улучшить результаты.

Были поставлены задачи по профориентации учащихся, реализации профильного обучения, сетевому взаимодействию с другими учреждениями и предприятиями. Сегодня наши старшеклассники должны уметь соотносить выбор профессии со своими реальными возможностями, а не ориентироваться только на мнение родителей, родственников, друзей. Большую роль в этом играют дополнительное образование, профильные и оздоровительные лагеря («Клио», «Родничок»).

Невозможно в рамках газетной публикации осветить все поднятые на конференции темы и проблемы образования в нашем округе. Я просто перечислю темы слайдов, отражающие реализацию указов президента в системе образования нашего округа: дошкольное, общее и дополнительное образование, кадровое обеспечение.

ДАЛЕЕ были оглашены результаты муниципального проекта «Созвездие юных дарований округа в 2017-2018 учебном году блоков: юные интеллектуалы, творчество, здоровое поколение, награждения. Все названные в них (блоках) мероприятия, фамилии, места есть на сайте управления образованием и в школах.

Предметом исследования в 2017-2018 учебном году стали 1145 образовательных организаций Свердловской области, в том числе и 17 наших школ. Следует отметить, что итоговое значение интегрального показателя по области – 114,26, в Тавде – 114,29 балла из 160 возможных. Вывод: образовательная деятельность в школах Свердловской области характеризуется хорошим уровнем качества оказания услуг образовательной деятельности.

Заканчивая свое очень насыщенное выступление, Светлана Геннадьевна призвала педагогов не только качественно учить детей, но и самим постоянно учиться и меняться, так как меняется мир – меняются дети. Они открыты новому, и учить их надо по-новому. Она поздравила своих коллег с новым учебным годом.

Награды – заслуженным

Затем участников конференции приветствовал глава округа Виктор Лачимов, который поздравил виновников торжества с новым учебным годом и принял участие в церемонии награждения.

За заслуги в области образования нагрудным знаком «Почетный работник сферы образования РФ» награждена Светлана Геннадьевна РОЖИНА. Общий стаж ее работы – 37 лет, а руководит управлением образования она с 2007 года. И еще Светлана Геннадьевна награждена малым серебряным знаком Законодательного Собрания Свердловской области с изображением малого герба Свердловской области.

Учитель школы №2 Нина Николаевна СУМАРОКОВА также награждена знаком «Почетный работник сферы образования РФ».

Пусть не обижаются остальные награжденные почетными грамотами и благодарственными письмами, что их не перечислила, но их, действительно, очень много. И очень приятно, что у нас в Тавде такие замечательные педагоги.

Но об этом чествовании нельзя не сказать. На сцене те, для кого этот год стал юбилейным в должности руководителя. Директор Кошукской сельской школы Галина Игнатьевна БАРЬКОВА руководит ею уже 35 лет, а общий педстаж – 45 лет. Двадцать пять лет директорствует ЦТР и ГО «Гармония» Алла Геннадьевна ДОБРОВА. Директор Увальской сельской школы Вера Петровна СЛЁЗКИНА руководит ею двадцать лет. А для Татьяны Кирилловны МОРОЗОВОЙ этот год дважды юбилейный: 25 лет она руководит ДОУ №4 и 27 августа, в день конференции, отметила 65-летие со дня рождения. Громкими аплодисментами чествовал зал юбиляров.

Молодые кадры

Также по традиции чествовали молодых специалистов, которые будут трудиться в нашем округе. Это учитель физической культуры школы №1 А. В. Колотилина, учитель математики О. В. Тангочина и учитель биологии К. Д. Некрасова Азанковской школы, педагог-психолог Ленинской сельской школы П. Д. Руденко.

Да, было время, когда на сцене стояли и по пятнадцать-двадцать пять молодых специалистов, приехавших работать в наш район. Кто же в будущем будет учить детей? Это мое горькое лирическое отступление. Наверное, молодые люди не хотят связывать свою жизнь с нашей трудной, но такой важной профессией.

И ПОСЛЕДНЕЕ. Все-таки, не могу закончить свой конспект августовского городского педсовета на немного грустной ноте. Во-первых, умный содержательный доклад Светланы Геннадьевны мне очень понравился: это не только анализ работы педагогов нашего городского округа, но и еще одна отправная точка на будущие достижения. Во-вторых, радуют успехи детей на всех уровнях образовательного процесса. И, в-третьих, хочу верить, что молодежь пойдет-таки работать с детьми по-новому.

А уже 29 августа прошли пленарные заседания в школе №1, на которых педагоги работали в секциях. Тема для всех была единой: механизм реализации приоритетных направлений муниципальной политики в сфере образования с учетом перспектив социально-экономического развития Тавдинского городского округа при организации образовательного процесса по предмету. Предметники в своих секциях обсуждали результаты ОГЭ и ЕГЭ, анализировали план работы прошлого учебного года и составляли перспективное планирование на следующий учебный год.