Сибирская лодка руками умельцев

Лодка-долбленка, выточенная из цельного ствола дерева, известна издревле. Поговаривают, что в наши края этот способ изготовления добротного и неприхотливого плавательного средства принесли переселенцы с Дона. Там изготавливали эту лодку из дуба, а у нас начали из осины. В наши дни таких мастеровых людей, знающих все секреты изготовления долбленки, в нашем районе, кроме Михаила Григорьевича Молотилова и его сына, Алексея Михайловича, не осталось.

Молотилов — старший впервые самостоятельно вырезал такую лодку в далеком 1961 году, еще будучи подростком. Закончил он свой труд в тот день, когда Юрий Гагарин отправился в космос — 12 апреля. С тех пор прошло много лет, но умелец все хотел повторить опыт молодости, поделиться знаниями с сыном, но вот подходящего материала никак не находилось. При выборе осины для будущей лодки необходимо учитывать, что ее вершина должна быть 60 сантиметров, а комель (толстая часть дерева прямо над корнем и корневищем) — еще больше. Так что нашлась подходящая осинка далеко не сразу.

Этой зимой соседу Михаила Григорьевича привезли древесину на дрова. И вот среди заготовок и оказалась подходящая заготовка необходимых размеров. Так что в феврале этого года отец с сыном приступили к работе над лодкой-долбленкой. Вытачиванием лодки из цельного массива осины при помощи специального инструмента — чесла — Михаил Григорьевич и Алексей Михайлович занимались каждый день на протяжении двух месяцев и закончили свою работу как раз в канун Дня космонавтики.

«После того, как мы с отцом все внутри будущей лодки выдолбили, — рассказывает Алексей Михайлович, — просверлили всю лодку и в проделанные отверстия забили небольшие чопики, этакие маячки, заранее выкрашенные зеленкой либо марганцем. Нужны они при выточке бортов — от меряют толщину, ведь когда при выдалбливании появляется маячок, значит можно переходить дальше, в этом месте чеслой работать уже нельзя. Это называется получистовая обработка.

Помню, когда с отцом только начали работу над лодкой, к нам подошел мужчина лет сорока. Незнакомец рассказал, что когда-то служил под Хабаровском и в деревне, которая находилась недалеко от части, основное занятие мужиков зимой — изготавливать подобные лодки. Мужчина рассказал, что встречал лодку, выдолбленную из массива, у которой толщина бортов — всего семь миллиметров. Вот это мастерство!».

После этого вся конструкция вывозится куда-нибудь на открытое пространство, к воде, в которой долбленка и заливается водой или же, вообще затапливается, так как нужно, чтобы дерево полностью намокло. Через некоторое время лодку достают, а затем, закрепив ее на высоте 70 сантиметров, под ней разбивают костровище. Под воздействием тепла лодка, словно цветок, начинает раскрываться. На этом этапе тоже имеют ся определенные секреты и «подводные камни». Например, чтобы долбленка раскрывалась равномерно по всей своей длине, в нее вставляются полусогнутые палки, которые, как пружины, помогают бортам разогнуться. На этом этапе нужно быть особенно внимательным и осторожным, ведь лодка может треснуть и распасться на две половины. У наших умельцев такое неприятное событие едва не произошло, но, как вспоминает Алексей Михайлович, едва они увидели первые трещинки, появившиеся в лодке, сразу прекратили работы.

После того, как борта лодки развелись до нужного размера, внутри долбленки делаются сидения, стягиваются и укрепляются нос с кормой. Наши умельцы, к примеру, стянули их болтами. После лодка сушится, а следом начинается чистовая обработка, после которой долбленку можно считать готовой. А это значит, что пора ее просмолить и испытать в деле!

В конце июля все большое семейство Молотиловых выехало на урочище Веселинка, где и были успешно проведены испытания долбленки. Алексей Михайлович подчеркнул, что не каждый сможет на ней плавать, нужна привычка, опыт, так как лодка на воде вертится, качается, но весьма ходкая и по воде идет легко. Но зато долбленка безопасна, ведь если даже и перевернется, никогда не утонет, и человек сможет за нее зацепиться.

Когда Михаил Григорьевич и Алексей Михайлович взялись за столь нелегкое дело, как выдалбливание лодки из цельного массива дерева, с сожалением узнали, что в нашем районе уже не осталось мастеров, которые смогли бы поделиться опытом и определенными знаниями, так что информацию пришлось собирать буквально по кусочкам. Помогла в этом и всемирная сеть Интернет. Так что наши умельцы готовы поделиться полученным опытом и обучить созданию древних сибирских гребных лодок всех заинтересовавшихся.