Экстремальная работа: с неба – в лес

26 июля профессионалы и любители парашютизма отмечают День парашютиста. И хотя в настоящее время праздник этот не утвержден на государственном уровне, мы признаем смелость людей этой профессии, и в сегодняшней публикации расскажем именно о них, профессионалах, чья работа связана в том числе и с прыжками с парашютом.

Отправной датой негласного праздника следует считать 26 июля 1930 года, когда группа советских летчиков-парашютистов под Воронежем совершила серию прыжков с парашютом. А вот день рождения авиалесоохраны – одной из легендарных служб России, насчитывающей более 80 лет истории своего существования, был 7 июля. Это единственная служба в России, осуществляющая мониторинг и ликвидацию лесных пожаров в труднодоступных районах.

Смелые люди

Наш путь лежит на Тавдинский аэродром, что на улице Папанинцев. Возможно, это не самое людное и популярное место в нашем городе, но именно там базируется Тавдинское авиаотделение Уральской авиабазы охраны лесов.

При подъезде к аэродрому уже слышен рокот самолета АН-2, который, разбегаясь по взлетной полосе, взмывает в небо. Проводив его взглядом до горизонта, спешим в авиаотделение, чтобы встретится с инструктором парашютно-пожарной команды Виктором КОПЫЛОВЫМ. Личный состав занят укладкой парашютов, и мы между делом успеваем пообщаться.

- Виктор Сергеевич, расскажите, пожалуйста, нашим читателям о Тавдинском авиаотделении, в чем конкретно заключается ваша работа.

- Тавдинское отделение входит в состав пяти авиационных точек Свердловской области наряду с Сосьвинским, Алапаевсим, Ивдельским и Серовским. По штату у нас 14 парашютистов и 30 десантников. С парашютистами все ясно, а десантники высаживаются из вертолета по специальным спусковым устройствам (канатам).
Тавдинские леса разделены на две зоны: наземную и авиазону, куда нас непосредственно привлекают к тушению пожаров. Авиазоны – это те местности, к которым нет подъездов, вот там мы и работаем. Высадка производится либо с вертолета по спусковым устройствам, либо на парашютах.

- А высаживаетесь вы на какие-то открытые участки или прямо в лесную чащу?

- Площадку для сброса инструктор выбирает уже на борту самолета, он оценивает обстановку и принимает конкретное решение. И эта самая площадка должна находиться не рядом с пожаром и не по ветру. Если таковых нет, наши парашютисты натренированы, в том числе, и на сброс прямо в лесной массив. После десантирования группы инструктор с помощником остаются в самолете, и следом с высоты ста метров сбрасываются так называемые мабуты (грузовые контейнеры) с мотопомпами, бензопилами, инструментом (лопатами), огнетушителями, продуктами питания на пять суток и далее – по списку, он, кстати, немаленький.

- А как с безопасностью людей? Ведь сучья деревьев могут травмировать, а если еще речка или озеро?

- Для безопасной высадки у нас есть специальные костюмы СПП, которые именно и защищают от травм. Отмечу, что такой костюм – изделие практичное, но не дешевое, его стоимость – более 100 тысяч рублей. И если парашютист-пожарный попал в воду, костюм позволяет ему около часа держаться на воде, этого времени обычно хватает, чтобы самостоятельно доплыть до берега.

А профессия наша, конечно, опасная, ведь парашютист может травмироваться не только на рабочих прыжках (на пожарах), но и на тренировках.

- Виктор Сергеевич, а как ваши парашютисты и десантники поддерживают форму и тренируются?

- Повышение квалификации и тренировки – неотъемлемая часть нашей работы. Недавно восемь парашютистов прошли подготовку на центральной авиабазе в Екатеринбурге. Там занятия проходят не только по парашютным системам, но и десантированию с вертолета по веревке.

А если по плану, то после завершения сезона у нас начинается теория, повторяем комплектность и возможности купола (парашюта), спусковых устройств, сдаем в обязательном порядке экзамены, медицинскую подготовку.

В начале сезона, с марта, у нас проходят активные тренировки: 12 прыжков с парашютом у парашютистов, пять спусков с вертолета – у десантников. Затем, если в течение месяца нет производственных прыжков, парашютисты делают два обязательных контрольно-проверочных прыжка. Это называется прыжки по перерыву. Вот так мы поддерживаем свою профессиональную и физическую форму.

Нелегкая работа парашютистов-пожарных и десантников-пожарных требует не только высокой профессиональной подготовки, но и  отваги, умения быстро принимать решения в динамично меняющейся лесопожарной  обстановке.

Технические возможности

- Виктор Сергеевич, а парашют как техническое средство совершенствуется?

- В настоящее время с развитием технологий и возможностей материалов парашют стал очень управляемым, не сравнить с прежними парашютами типа «Лесник». Сейчас у нас имеются новые разработки «Лесника-3», мы пересели с круглых парашютов на квадратные (улыбается), это как перебраться из «жигулей» в «мерседес». Скорость спуска – девять метров в секунду.

Отмечу, что в этом году областной департамент выделил более десяти миллионов рублей на оснащение авиаотделений Свердловской области, и мы смогли закупить сорок новых парашютных систем. Это хорошо.

- Виктор Сергеевич, напомните, где наше авиаотделение помогало тушить лесные пожары?

- В 2010 году мы участвовали в ликвидации крупных лесных пожаров, когда горели леса по всей области, – в районах Сосьвы и Ивделя. В 2015 году тридцать человек были откомандированы из Тавды в район озера Байкал на тушение крупных лесных пожаров. В 2016-2017-м помогали тушить пожары в ХМАО Тюменской области.
В 2017 году плотно тушили торфяники в районе города Режа. А совсем недавно обеспечивали безопасность Чемпионата мира по футболу-2018, дислоцируясь в Сысерти.

Командировки у нас бывают и по тридцати суток, а если ЧС – то с разрешения руководства их продлевают до 40 суток. Такова краткая география нашей работы.

- Спасибо, Виктор Сергеевич, с праздником Вас и личный состав авиаотделения, здоровья, благополучия, счастья, уверенности в завтрашнем дне и светлых надежд на будущее!