Сюрпризы при огромном восторге

Удовольствия – на выбор.

Подготовка к традиционному XXI байк-слёту, или как он именуется ныне – мото-фесту на территории бывшего пионерского лагеря «Малиновка» началась ещё со схода снежного покрова.

В завершающий период наибольшая нагрузка выпала на плечи председателя ирбитского байк-клуба Сергея Лежнёва и его боевого помощника Романа Киселёва.

Многочисленные гости были обеспечены хворостом для костра, питьевой водой, подстилкой для ночёвок. Расчищены были и подходы к реке. Вода в ней при тридцатиградусной и выше жаре пользовалась повышенным спросом. Место, где в прежние, лагерные, времена располагался «бассейн-лягушатник», составляло бесспорную конкуренцию автобане. Впрочем, желающие воспользоваться парной тоже не переводились.

От ретро глаза разбегаются

Как и на протяжении многих лет, серьёзную поддержку мото-фесту оказал Ирбитский государственный музей мотоциклов, организовавший выездную выставку ретромотоциклов и автомобилей. И не только из своих фондов, а с приглашением собственников частных коллекций. В их числе – один из основателей ретродвижения на Урале Анатолий Александрович Скоробогатых, Яков Леонидович Кузнецов, также из Екатеринбурга, Николай Дмитриевич Авдеев из Челябинска. Набралось около полусотни экспонатов. А чтобы и впредь повысить интерес к приезду на ирбитскую землю, директор государственного музея мотоциклов А. И. Буланов организовал конкурс «мотоциклетное разнообразие» с вручением дипломов в различных номинациях.

Их удостоены трицикл 1909 года выпуска, мотоцикл «Бобёр», собранный из старых узлов разных моделей, чехословацкая «Ява» 1981 года и немецкий MS-ES, тоже одиночка, 1968 года.

Любознательных посетителей музея под открытым небом оказалось немало, как и желающих сфотографироваться на фоне привлекательных моделей.

Крутые виражи и полёт сквозь стену

Ещё одним партнёром мото-феста стал МАУ «Мотодом».

Полёт сквозь «кирпичную стену» продемонстрировали наши известные мотоспортсмены – кандидаты в мастера спорта Юрий Большедворов и Александр Кукушкин. Они повторили трюк, в прежние годы выполненный на стадионе «Юность» и на площади у Дворца культуры имени В. К. Костевича другим именитым экипажем – мастеров спорта Геннадия Кулаги и Хасана Ситларова..

Однако Юрий и Александр на этом не остановились, став победителями проведённого далее мотокросса: семь экипажей из Богдановича, Ирбита и Новоуральска в трёх заездах по пять минут каждый, плюс два круга по лидеру.

Экипаж-победитель едва не сделал «золотой дубль» и в соревнованиях на самый дальний прыжок с искусственного трамплина. Гонщики улетели на девять метров, уступив 15 обидных сантиметров экипажу перворазрядников Романа Бояринцева и Бориса Судницина из Новоуральска.

Самый эффектный, по заключению зрительского жюри, прыжок показали перворазрядники Руслан Нурмохамедов и Александр Дудин из Богдановича. Выполнив трюк в воздухе с опрокидыванием при приземлении, гонщики едва удержались на мотоцикле, вновь вставшем на колёса.

Весёлая зарядка и усилия бицепсов

Впрочем, участники мото-феста были не только болельщиками. Во второй, самый насыщенный день, после бурной музыкальной ночи всех желающих, как и обозначалось в программе, в 10 часов пригласили на утреннюю зарядку. Поначалу откликнулись двое-трое, но когда пообещали стимул в виде прохладительных напитков, на поляну перед главной сценой собралось более трёх десятков физкультурников. После общей разминки, разбившись на две команды, они поучаствовали в «весёлых стартах».

Во второй половине дня состоялись и традиционные конкурсы – по перемещению волоком на расстояние тридцати метров тракторных покрышек весом более сотни килограммов, переноске на такую же дистанцию наибольшего количества мотопокрышек, на самый вместительный для пассажиров мотоцикл.

Изобретение… паровоза

Традиционный конкурс «Крутой передел» организаторы заменили на «Поехали». Обязательное условие – самостоятельное движение конструкции на полусотню метров по асфальтовой дорожке стадиона.

И чего здесь только не представили! Педальный мини-автомобиль ГАИ, «ковёр-самолёт» на динамо-тяге, велоагрегат, извергающий огонь и разноцветную дымовую завесу, даже стол на колёсах при бензиновом двигателе. Но самое большое восхищение зрителей заслужило транспортное средство в виде паровоза, приводимое в движение сжатым паром, производимым в котле, нагреваемом в топке на дровах. Со свистком и гудком!

Его конструкторы и изготовители – члены нижнетагильского мото-клуба «Скифы» Вячеслав Владимирович Дзыба и Сергей Павлович Александров и стали обладателями приза – 25 000 рублей.

Проверка чувств и… мотоцикла

Мото-фест удивлял не только изобретениями, но и воспоминаниями.
– Александр Ильич, а вы помните нас? – обратились к А. И. Буланову мужчина и женщина средних лет. – Мы в 1998 году приезжали на байк-слёт, на одном из перекрёстков Ирбита попали в небольшое ДТП, а вы нам помогли уладить ситуацию. Аня тогда стала «Мисс Мото», и вы вручили ей проспект о музее.

Несмотря на досадное происшествие, супруги Анна и Юрий Белобородовы не забыли дорогу в Ирбит. Тогда, в свой первый приезд, они ещё не состояли в браке. Из Магнитогорска Челябинской области он приезжал на «Урале-Соло», она – на «Восходе». Теперь на одном – «Ямахе». У мужа пятый мото-фест, у жены – третий.

Безумно рады встрече со старыми друзьями, сожалеют, что не удаётся видеться чаще: они трудятся на металлургическом комбинате, где летние отпуска выпадают раз в четыре года, а за выходные никак не уложиться – дорога неблизкая. В семье подрастают 17-летний Павел и 11-летний Кирилл. Оба, по утверждению родителей, тоже мечтают стать байкерами.

Романтическое путешествие совершают и самые дальние участники нынешнего слёта – Юлия Сенченко и Евгений Васильев, жители Владивостока. В продолжительную поездку они отправились для проверки чувств, а заодно – и мотоцикла.

Вначале намеревались ехать на одиночке, но не с кем было оставить верного четвероногого друга – сибирскую лайку по кличке Грэй. И буквально за пару месяцев до отправления они обзавелись мотоциклом с коляской. Мотоцикл 1992 года выпуска, с пробегом 22 тысячи километров.

– Когда друзья узнали, что собираемся в дальнюю дорогу на «Урале», то посчитали нас сумасшедшими, – делится Юлия, – мол, можно было выбрать что-нибудь покомфортнее. А мы ничуть не жалеем, хотя уже случались технические и иные испытания.

От перегрева сгорели клапана поршней цилиндра. Но мир оказался не без добрых людей. В автосервисе Иркутска помогли поставить мотоцикл на колёса. В лесах под Хабаровском к их палатке подходила медведица с двумя медвежатами. Обошлось. По убеждению молодой пары, экстрим только добавляет решительности.

Ирбит – промежуточная точка на их маршруте. О мото-фесте узнали в пути и не могли проехать мимо. Очень признательны за тёплый приём. От администрации города им вручён специально изготовленный знак: «Самым дальним участникам» и спальный мешок на двух персон – совсем нелишний в дороге. Их конечная точка – Санкт-Петербург. И обратно – тоже своим ходом. С общим пробегом 20 тысяч километров…

По собственной инициативе

Группа байкеров из Казахстана проявила инициативу – подготовила грамоты в различных номинациях: «Девушка за рулём», «За смелость», «Умелое вождение», «Оригинальная модель», «Супертатуировка». Сами же и определяли их обладателей.

Прибыли 11 туристов из Франции – шестеро женщин и пятеро мужчин, все в возрасте, близком к пенсионному. До Москвы они добрались самолётом. Там посредством одной из столичных турфирм пересели на «Уралы» и прибыли в Ирбит. Побывали на мотоциклетном заводе, в Государственном музее мотоциклов, в музее ретро-техники «ЭКСПО». После слёта их путь пролегал в Екатеринбург, где предстояло сдать мотоциклы, а самим воздушным путём отправиться домой. Представитель французской турфирмы Лори Бернард и технический гид из Москвы Владислав Захаров отметили: в пути не возникало ни организационных, ни технических сбоев – резервный мотоцикл, загруженный в автомобиль сопровождения, так и не пригодился.

Кстати, Владислав передвигался на патрульном «Урале», в своё время списанном с милицейской службы, но остающимся в туристическом строю. В прошлом году он с супругой Дарией, художником по профессии, совершили поездку до Сочи и обратно.

Ещё были двое туристов из Ирландии, также на «Уралах». При содействии турфирмы «Уральские экспедиции» они совершают мотопробег по маршруту Екатеринбург – Ирбит – Нижняя Синячиха – Алапаевск – Нижний Тагил – Невьянск – Каменск-Уральский – Екатеринбург. Единственная претензия – к жаре…

Символом дружбы в очередной раз стал пионерский костёр, вспыхнувший на поляне в ночь с субботы на воскресенье.

Лев ПОЛИЩУК.