Коли в печи жарко, будет и варко…

Печь издревле называли сердцем дома, его душой. И то верно: испокон веку печь согревает, кормит, освещает, стирает, сушит, лечит и даже прогнозирует погоду. А потому печник, тем паче хороший печник, ценился в любом селе на вес золота. Как это ни странно покажется кому-то, но и сегодня профессия печника очень востребована. Подтверждение тому — семинар печников по кладке печей по системе И.В.Кузнецова, проходивший с 16 по 30 июля в Нижних Таволгах.

Дело всей жизни
С кладкой печей как мастерством Игорь Викторович познакомился, служа в армии в 1962 году. Тогда его с парой-тройкой сослуживцев приставили подручными к печнику, сооружавшему печь в одном из строений их воинской части. Солдаты-подсобники месили раствор, подносили кирпичи, а И.Кузнецов еще и наблюдал, внимательно приглядываясь к работе мастера, изучая, как устроена печь, постигая хитрости мастерства.

Два месяца работы с печником на различных военных объектах не прошли для солдата даром: обладая развитым абстрактным мышлением, отменной зрительной памятью, он все схватывал на лету, подмечая недочеты того или иного печного сооружения. Затем до конца службы Игорь Викторович уже самостоятельно клал печи по книге «Печи Подгородникова».

Продолжил он свое мастерство и после армии. Но не просто строил по готовым чертежам — анализировал, вычленяя достоинства и недостатки в данном методе кладки, пытаясь обосновать с научной точки зрения. Ведь за плечами был уже факультет промышленного и гражданского строительства УПИ. Работал начальником строительного бюро, начальником проектного отдела Уралмаша, начальником управления капитального строительства Уральского турбомоторного завода, трудился в агропромышленном комплексе.

И все это время он клал печи, совершенствуя мастерство и формируя свой собственный метод кладки. Так родилась система свободного движения газов Кузнецова. Система, по которой сегодня строятся лучшие печи, причем не только в Российской Федерации, но и далеко за ее пределами, благодаря семинарам, организуемым Некоммерческим партнёрством «Развитие Системы Печей Кузнецова», председателем коего и является Игорь Викторович. Такие уникальные семинары проходили в Чехии, Швеции, Литве, Польше, США, Венгрии, Словакии и Испании…

Его печи — это особый научный подход, целая система, как было уже сказано выше. Основана она на разделении по степени нагрева газов в печи на горячие и условно холодные. В традиционной печи холодные газы уходят в трубу темным дымом, забирая часть КПД с собой. В печах Кузнецова сгорание максимально эффективно, оттого и КПД выше, и нагрев равномернее, и печь намного энергоэкономичнее, и дыма практически нет. К тому же любая печь Кузнецова уникальна, чертежи для каждого строения чуть ли не индивидуальны, а потому и система пользуется спросом. Освоить ее в этом году собрались печники со всей России и даже из-за рубежа.

Шесть печей для уральской глубинки
Омск, Якутск, Владивосток, Екатеринбург, Москва, Коломна, Ульяновск, Иркутск, Астрахань, Пермь, Киев — вот неполный список городов, откуда прибыли участники на таволожский семинар Кузнецова. 19 человек, в числе которых наставники, члены Некоммерческого партнёрства «Развитие Системы Печей Кузнецова», разбившись на бригады, за десять дней должны были сложить шесть различных печей по системе СДГ (свободного движения газов), среди которых и новинка, совсем недавно запатентованная, — вегетарий (зимняя теплица), полностью энергонезависимая, работающая зимой на дровах, летом — от солнца.

С данной новинкой отечественным аграриям еще только предстоит познакомиться и оценить ее достоинства. Строится вегетарий на участке одного из членов партнерства и на средства этой некоммерческой организации, поскольку каждое изобретение должно быть воплощено в жизнь и апробировано. Вегетарий представляет собой помещение, разделенное огромной печью (длинной и узкой) пополам. С одной стороны сооружения разместится теплица, с другой — может быть жилое или подсобное помещение. При этом печь не только греет дом и теплицу, но и регулирует влажность воздуха в последней, осуществляет подогрев почвы и ее орошение за счет конденсации.

Таволожский вегетарий состоит из двух помещений размером шесть на восемь метров. Но это совсем не предел — чудо-печь может быть и до 40 метров в длину, при этом функциональность ее отнюдь не изменится. Так что вегетарий может быть применим и в промышленных объемах. К тому же данные испытания (впрочем, как и испытания всех новоизобретений Кузнецова) проводятся совместно с Уральским энергетическим институтом УрФУ.

Также в Таволгах появятся банный комплекс (БИК — банная Игоря Кузнецова), наружный комплекс с тандыром и казаном и печь-камин с хлебной камерой, котлом, плитой, казаном и тандыром. Кстати, последняя «выросла» в «трапезной» дома гончаров Масликовых, которые гостеприимно распахнули двери своего гостевого дома для участников семинара. Еще две новенькие печи по системе Кузнецова появились в Сербишино.

Это двухэтажная русская печь с камином (соответственно в двухэтажном доме) и наружный комплекс с тандыром, казаном, мангалом и плитой, служащий в том числе и для обогрева помещения. Все эти печи возводились мастерами абсолютно бесплатно — хозяева строений, в которых клались печи, лишь обеспечили печников стройматериалами и инструментами.

Семинар уже завершен. Все его участники получили сертификаты о прохождении учебного курса (практической части предшествовала и теория) и разъехались по своим городам и весям. А на память таволжанам и сербишинцам остались уникальные печи, которые долгие годы будут согревать, создавая уют деревенского дома, наполнять банную парную сухим жаром и радовать хозяев необыкновенно вкусной едой, приготовленной на мангале, в тандыре, в казане или на поду, как в русской печи. Одним словом, будет все, как в мудрой народной пословице: «Коли в печи жарко, будет и варко»…

Ольга СЕВРЮГИНА