Военная тайна пенсионных дел

Уникальные документы сохранились в архивах Пенсионного фонда Верхней Салды. Все они относятся к концу 30-х годов прошлого столетия и к периоду Великой Отечественной войны.

При чём тут Пенсионный фонд, спросите вы? Всё просто. При определении права на получение пенсии формировалась доказательная база этого права. А это и есть подлинные свидетельства того времени, наполненного трагизмом, гибелью на фронтах родных и близких людей, трудовой деятельностью в тылу. Эти свидетельства объединяют в себе материалы о судьбах жителей Верхней и Нижней Салды, сельских населённых пунктов и посёлка Басьяновский. Согласитесь, такая историческая кладезь должна остаться на века и стать достоянием будущих поколений, чтобы знали и чтобы помнили.

– Согласно номенклатуре дел, у этих документов срок хранения уже истёк, и они подлежат уничтожению. Но когда мы внимательно изучили их содержание, рука не поднялась это сделать, – рассказывает начальник Управления Пенсионного фонда РФ по Верхнесалдинскому району Нина Хоренженко. – В них собраны уникальные исторические факты конца 30-х годов и военного периода времени. Подлинники похоронных листов и писем с фронта, наградные листы, грамоты и справки о трудовой деятельности в тылу, есть даже бланки хлебно-продуктовых карточек на иждивенцев. Всё это ценные свидетельства человеческих судеб наших земляков. Мы сделали описи документов и составили их алфавитный перечень. Таких пенсионных дел набралось около 3 тысяч.

Так сопутствующие при оформлении пенсии материалы стали предметом нашего исторического наследия.
И вот я держу в руках пожелтевшее от времени письмо красноармейца Зайцева, датированное 1941 годом. Оно обращено к жительнице Нижней Салды Марии Васильевне Борониной, которую в письме фронтовик называет «дорогая жена». Но поскольку у них разные фамилии, а в пенсионном деле приложено извещение о гибели Зайцева, то, по всей вероятности, это письмо служило доказательством для назначения пенсии по случаю потери кормильца.

Или вот – заявление на пенсионное обеспечение женщины, у которой на войне погибли муж и три сына…

А сколько ещё таких непростых и вместе с тем определяющих жизненные ситуации документальных подтверждений того времени можно увидеть, перелистывая эти свидетельства нашей истории... Было бы справедливо, если эти документы были бы переданы родственникам или нашли своё место в музейных экспозициях. Они заслуживают и того, и другого. Возможно, так оно и будет, ведь несколько пенсионных дел уже переданы внукам и правнукам тех, чьи имена в них фигурируют. В этом заслуга местных краеведов.

Но наши основные слова благодарности обращены к сотрудникам Пенсионного фонда, которые проявили понимание всей важности архивных документов и сохранили их вопреки требованиям инструкций. Это тот случай, когда человеческая память пробуждает в нас самые искренние чувства и руководит нашими поступками.