Все называют её бабушка Тюша

Она появилась на свет ещё до образования Советского Союза, овдовела в начале Великой Отечественной войны, но нашла семейное счастье с вернувшимся по ранению фронтовиком, а работала так, что говорили «если уйдёт, так весь колхоз развалится».

 

Поздравление Первого лица

Во вторник, 22 ноября в доме на улице Советской в селе Сылва звучало немало поздравлений: искренних и душевных. Среди них было озвучено и такое:

«Уважаемая Феоктиста Петровна! От души поздравляю Вас с юбилеем! На долю Вашего поколения выпали тяжелейшие испытания Великой Отечественной войны, трудности послевоенного времени. Но Вы и Ваши товарищи выстояли, победили жестокого врага, восстановили разрушенную страну. Ваш трудовой, жизненный путь, любовь к Родине и вера в правое дело всегда будут служить примером для молодёжи, для всех нас. Желаю Вам здоровья и бодрости духа.

Президент Российской Федерации В. Путин».

Виновница торжества отмечала свой 100-летний юбилей. Редко кому из людей выпадает такое. Обычно человеческий век короче календарного. Например, исходя из последних доступных данных Федеральной службы государственной статистики, показатель продолжительности жизни в Свердловской области на 2020 год составлял у женщин 77 лет, у мужчин – 63, оба пола – 70. Что касается долгожителей, то за прошлый год данных Росстата по ним нет, а вот в 2019-м 20 582 россиянина имели возраст более 100 лет. 104 из них жили в Свердловской области, годом раньше их в регионе было – 114.

Большинство из тех, кто перешагнул вековой рубеж, женщины – более 70 процентов. Схожая картина наблюдалась и на Среднем Урале: на 91 представительницу прекрасного пола всего 13 мужчин.

– Наследственность во многом влияет на продолжительность жизни: как правило, более ста лет живут те, у кого в роду уже были долгожители, – уверена Елена Сычкина, заведующая гериатрическим отделением Свердловского областного клинического госпиталя для ветеранов войн. – Хотя, конечно, для долгой жизни важны правильное питание, физическая и умственная активность. Люди, перешагнувшие столетний порог, никогда не злоупотребляли едой, не имели вредных привычек и по-прежнему много общаются с окружающими и близкими. В этом и заключается секрет долголетия.

Опыт нашей героини в определённой степени подтверждает это.

 

А без неё река бы тока не давала

О судьбе своей бабушки редакции «ШВ» поведала её внучка, директор МБОУ «Шалинская СОШ № 45», депутат Думы ШГО Юлия Шешенина.

Феоктиста Петровна Шанина (бабушка Тюша, так все её называют) родилась 22 ноября 1921 года в селе Старая Шайтанка (с 1941 г. – Чусовое). Родители – Петр Акинтьевич и Марфа Ивановна Токаревы. Родная мать умерла рано, оставив двух девочек – Раису и Тюшу. Их впоследствии воспитала мачеха Агапея Анкудиновна, подарив всю свою заботу и тепло. Позже в их семье родились ещё две девочки – Зинаида и Татьяна. В семье сёстры жили дружно.

Феоктиста окончила 7 классов, но не пошла в 8 класс. Позже вспоминала, что не очень любила ходить в школу. Устроилась работать в колхоз на маслозавод. В 1939 году вышла замуж, и вместе с мужем переехали в посёлок Красный Урал (ныне п. Уралец ГО Нижний Тагил). Муж работал охранником драги – механизм для извлечения из породы драгметаллов на месторождении, где мыли золото, платину.

В 1941 году началась война, супруг ушёл на фронт, где погиб. Овдовевшая Феоктиста уехала к сестре в п. Старая Утка, стала работать на шахте, где добывали белую глину – грузчиком на перевозке. Вскоре познакомилась с Киприяном Ефимовичем Шаниным. Сам он 1922 года рождения, был призван в ряды РККА в ноябре 1941 года и оказался в рядах сформированной тогда же в Челябинске 371-й стрелковой дивизии, направленной на Калининский фронт. В марте 1942 года красноармеец 1233-го стрелкового полка получает ранение, и в июне после лечения в госпитале его комиссуют по состоянию здоровья. В апреле 1944 года, «как раз на Пасху», Киприян и Феоктиста поженились.

– Родители мужа жили в деревне Шаня (относилась к Сабиковскому сельсовету), куда молодые и уехали после свадьбы. Бабушка вспоминает, как после свадьбы утром вышли на улицу, а люди в деревне вышли из домов и смотрели на них, приговаривая: «Маленькая, маленькая... Он большой, а она маленькая». Действительно, у них была очень заметная разница в росте. Дед – под 2 метра и бабушка, ровно ему по грудь. В Шане бабушка работала в колхозе на лошади, возила берёзовые чурки для углежжения, катая эти тяжеленные чурки (всё это впоследствии, конечно, сказалось на здоровье), летом ходила на сенокос, метала стога. Вспоминает: «Председатель меня жалел всё, я была там лучшая работница, хоть и молодая ещё (а работников-то было человек 5, одни женщины). Говорил, что если уйду из колхоза, так весь колхоз развалится», – рассказывает Юлия Викторовна.

Про таких людей когда-то сложили песню, широко известную в СССР: «А без меня, а без меня река бы току не давала,/Река бы току не давала, когда бы не было меня».

25 лет обилечивания

В 1947 году Шанины переехали в посёлок Меркитасиха, неподалёку от Кузино. В семье родилось четверо детей: старшая дочь Валя умерла в возрасте 1 года, в 1948-м родился сын Виктор (отец Ю.В. – ред.), в 1952-м – дочь Нина, а через два года – Зоя. 7 лет жили в железнодорожной казарме, свой дом возводили методом «самостроя». Даже маленькому Виктору отец смастерил небольшой топорик, и сынок ходил всё за родителем, пытаясь помочь в строительстве.

В 1954 году справили новоселье. Завели хозяйство, корову. В декабре 1957 года хозяйка пошла работать на железнодорожную станцию Меркитасиха. Сначала сторожем–истопником, а потом выучилась на билетного кассира. И в этой должности с января 1958 по май 1983 Феоктиста Петровна проработала вплоть до выхода на пенсию. В 1987 году, продав дом в Меркитасихе, родители переехали в Шалю, поближе к детям.

– С дедушкой бабушка прожила 57 лет в любви и согласии. Всю жизнь держали своё хозяйство: корову, кур, поросят, овец. А ещё и пчёл, поэтому все годы их семья, а позже и дети с внуками были с мёдом. В 2001-м году дедушки не стало. С 2007 года бабушка живёт в с. Сылва у дочери Нины.

До сих пор мне снится дом в Меркитасихе. Я очень любила приезжать туда. Вспоминается треск поленьев в русской печи утром, когда ты ещё спишь, а у бабушки уже готовы шанежки с парным молоком. На столе всегда был мёд, особенно вкусным он был в сотах. Каждое лето вся наша большая семья Шаниных была на покосе: кто косил, кто грёб сено, кто метал стога, каждому была работа…

 

Хороший пример и для 7 внуков и даже больше для 13 правнуков Феоктисты Петровны. Ждёт праправнуков. Дай бог дождаться.

 

Дмитрий СИВКОВ.

Фото предоставлено Юлией ШЕШЕНИНОЙ.