«Человек есть тайна. Ее надо разгадывать…»

В этом году со дня рождения одного из столпов русской литературы, широко известного во всем мире, Федора Михайловича ДОСТОЕВСКОГО, исполняется 200 лет. В Среднеуральске не могли обойти вниманием юбилей великого соотечественника.

На видео-экскурсию «По местам Ф.М. Достоевского» и беседу в читальный зал библиотеки Дворца культуры земляков пригласила Лидия АСТАПОВА.

По словам читателя с 50-летним стажем Людмилы ДОЗМОРОВОЙ, не все понимают, а потому не все любят этого писателя (не доросли, говорят). И вот среднеуральцы пришли на встречу, чтобы прикоснуться к душе его. «Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этим, ибо хочу быть человеком» - вот как глубоко мыслит Федор Михайлович.

Мы слушали о родителях его, о воспитании, рассказывает Людмила Александровна. Дети пользовались почти полной свободой. Большим другом Федора всю жизнь, с самого детства, был его старший брат Михаил. Рано умерла мама.

Вместе с братом он едет в Петербург поступать в инженерное училище. Но не привлекает его военная служба, он хочет стать писателем. Первое его сочинение - «Бедные люди». Принимают роман хорошо! Потом кружок Петрашевского. Публичная «казнь». Расстрел отменяют в последнюю минуту. Заменяют ссылкой и каторгой. Ему всего 27 лет. В Омском остроге на каторге у него усиливаются эпилептические припадки. Четыре страшных года пробыл он на каторге. Здесь задумал писать роман «Записки из мертвого дома». Он унижен. Оскорблен, но не может подавить в душе заинтересованности в участии таких же, как он, людей.

Переживает сомнение, неверие, протест, бунт… О том он напишет после возвращения из Сибири: «Сколько там погибло напрасно людей. Сколько великих сил погибло даром!»

Женился. Брак неудачный. Пишет «Униженные и оскорбленные». Вместе с братом создают журналы «Время» и «Эпоха». Создает роман «Преступление и наказание».

Родители давно умерли. Жена умерла. Безденежье. Испытание за испытанием. Но много работы, много друзей и недругов. В 46 лет он женится на стенографистке А.Г. Сниткиной. Сначала она просто работала с ним, но осознала (ей всего 20 лет), что влюбилась. На просьбу стать его женой ответила: «Буду любить Вас всю жизнь». Слово сдержала! А он пишет роман «Игрок». Родились дети: сын Федор и дочь Люба. Поездка за границу на три года. Оторванность от России томит его. Ему уже 51 год. Летом живут в старой Руссе. Здесь он пишет романы «Подросток» и «Братья Карамазовы». В Петербурге он за 20 лет сменил 20 квартир. Годы его жизни 1821-1881.

— Путешествуем по музеям Достоевского в Москве, Петербурге и в Омске. Это очень интересно, особенно после беседы.

Большие города! Омский острог, кандалы – все увидели. Все пережили. Теперь хочется окунуться в его мысли, читать его произведения, дорасти до его глубокой души. Спасибо, что есть библиотека, есть неравнодушный библиотекарь Лидия Григорьевна Астапова, - с восторгом завершает Людмила ДОЗМОРОВА.

Екатеринбург по случаю 200-летия писателя, а также 130-летия другого выдающегося соотечественника - композитора Сергея Сергеевича ПРОКОФЬЕВА - в декабре 2021 года ждет уникальное событие: впервые в музыкальной истории Свердловской области будет исполнена опера «Игрок» (на музыку Прокофьева по одноименному роману Достоевского).

Премьера состоится на сцене Уральской консерватории им. М.П. Мусоргского. Работа над постановкой идет в рамках гранта губернатора Евгения КУЙВАШЕВА.

— Музыка Прокофьева, созданная в начале прошлого века, вобрала в себя весь нерв надвигающихся тектонических сдвигов целых эпох. Мир безумных страстей героев Достоевского, людей с выбитой из-под ног почвой, потерявших себя в лихорадочной агонии несбыточных надежд, необычайно актуален и в 21 веке. 

Когда на сцене возникают герои Достоевского и Прокофьева – люди замечательные, но предающие себя, выжигающие в себе все человеческое ради азарта и алчности, невольно осознаешь, насколько современно и остро резонирует эта тема в нашем сегодняшнем безумном мире. На что мы тратим свою жизнь сегодня? Ради чего ставим на карту все, что имеем, какую иллюзию хотим выиграть? – говорит о глубинных смыслах оперы «Игрок» режиссер-постановщик Павел КОБЛИК.

Спектакль по форме не будет похож на традиционное оперное воплощение. Оркестр, наряду с артистами, окажется полноправным участником сценического пространства, заняв около 2/3 от него. Это решение обусловлено не только техническими требованиями, но и художественными задачами.

— Если мы послушаем то, что заложено в музыке, оркестр здесь не такой, как мы его привыкли представлять: оркестр в оркестровой яме. Здесь оркестр активный участник действия, поэтому он будет выведен на сцену. В оркестре заложена масса того, что композитор вкладывает в вокальные партии. Оркестр выступает в роли автора, и комментируя, и сопереживая, и где-то проходя вторым планом. Он многоликий. Состав оркестра будет очень большой, – отмечает дирижер-постановщик Александр АРАНБИЦКИЙ.

Еще одна уникальная черта этого проекта: все солисты, занятые в спектакле, – студенты или выпускники Уральской консерватории. Например, Заслуженная артистка России, лауреат национальной театральной премии «Золотая маска», солистка Екатеринбургского академического театра оперы и балета Надежда БАБИНЦЕВА, солист Пермского академического театра оперы и балета Гарри АГАДЖАНЯН и другие.

Премьера запланирована на 26 декабря 2021 года.

Наталья СМЕЛОВА, газета "Среднеуральская волна"