Как Саня Марков у Прохора Громова невесту отбил

Судьбы известных фильмов и простых людей могут переплетаться самым неожиданным образом, да ещё таким, что самому впору стать основой для киносценария. Именно такой выдалась история, рассказанная жителем села Сылва.

 «Ночь кино» №6

Не так давно прошл день российского кино. К этой праздничной дате в стране была приурочена ежегодная акция «Ночь кино», уже шестая по счёту. 28 августа у жителей Свердловской области была возможность бесплатно посмотреть три кинокартины, ставшие рекордсменами российского проката в 2020 и 2021 годах: «Пальма» Александра Домогарова (младшего), «Огонь» Алексея Нужного и «Конёк-Горбунок» Олега Погодина. Возрастной рейтинг всех лент 6+.

– Главная цель «Ночи кино» – это возвращение зрительского интереса к отечественному кинематографу на тот уровень, что наблюдался в советское время, – отметил гендиректор Инновационного культурного центра Николай Михайлов.

По данным организатора акции – Свердловского фильмофонда, в регионе открылась 81 площадка, в основном в ДК и кинотеатрах, а 16 из них на открытом воздухе – в парках. Ближайшие от Шали – Инновационный культурный центр Первоуральска и Культурно-досуговый центр городского округа Староуткинск.

Восемь площадок акции работали в Екатеринбурге. В их число вошли Дом Кино, КДЦ «Дружба», Свердловский областной фильмофонд, «Заря», торговые центры «Мега», «Парк Хаус», «Омега» и «Гранат». Помимо кинопоказов для зрителей провели лекции, киноквизы, мастер-классы и фотозоны. Напомним, в 2020 году мероприятие прошло на 20 открытых площадках. Их посетили 7,5 тысяч свердловчан.

Думается, если бы существовала киноверсия телефильма «Угрюм-река», показанная по Первому каналу в этом году, то она вполне могла рассчитывать на попадание в список «Ночи кино». Несмотря на разную зрительскую оценку, интерес к этому кино у уральцев и шалинцев особый, ведь многие сцены снимались в наших краях, в том числе и на Чусовой. Впрочем, как и первая экранизация одноимённого романа Вячеслава Шишкова. Тот фильм 1968 года режиссёра Ярополка Лапшина по праву является «золотым фондом» Свердловской киностудии. О нём-то и пойдёт речь.

Испытание градусом

С Александром Павловичем Марковым мы встречались при подготовке материала «Я не грущу, что годы пролетели» («ШВ» №99 от 17 декабря 2020 года), посвященного его 75-летию. Тогда не всё из насыщенной на события жизни юбиляра вошло в публикацию. В частности, обстоятельства знакомства с супругой Лидией Матвеевной.

После демобилизации из Вооружённых Сил СССР Александр Марков не вернулся в Сылву, а устроился в типографию газеты «Уральский рабочий» стереотипером – специалист, отливающий шрифт для печатных машин. Жил в общежитии на Уктусе. Там жильё предоставляли не только печатникам, но и студентам, в том числе и Свердловского культпросветучилища. Как-то комсомольская организация общежития организовала встречу со съёмочной группой снимавшегося на Урале фильма «Угрюм-река». Мероприятие проходило в ресторане Дома писателей на Пушкина. Сосед Александра по комнате студент-журфаковец под предлогом подготовки материала договорился, что их посадят за один столик с кем-то из артистов. Выпало – с исполнителем роли Прохора Громова Георгием Епифанцевым. С ними же оказалась и ведущая вечера Лидия из «кулька».

Восходящая звезда советского экрана решил приударить за симпатичной уралочкой и не скрывал своих намерений, оказывая знаки внимания. Статный красавец, бойкий на язык, имел все шансы увлечь девушку.

– Саня, чего это артист к нашим девкам пристаёт? – стали недобро спрашивать коллеги во время перекуров.

Пришлось держать марку, тем более что ведущая сылвинскому парню приглянулась. Почуяв конкуренцию, Епифанцев решил устранить соперника.

– На столах-то так, для порядка что-то стояло – вино, закуска какая-то, – вспоминал Александр Павлович. – Вот он (Епифанцев) и говорит нам с другом, мол, давайте выпьем. Мы не возражаем. Артист бутылку водки у официанта прикупил, мы её в сторонке распили на троих. Через полчаса ещё одну, потом ещё… Он думал, что мы опьянеем быстро, ну да не на тех напал. Сам окосел вперёд нас.

Молодожёны Лидия (слева) и Александр Марковы со свидетельницей. 1968 г.


 

Так сам заезжий ухажёр по своей же инициативе и сошёл с дистанции. А Марков вызвался проводить ведущую до общежития. Да так вместе бок о бок и прошли по жизни 42 года. Переехали на малую родину главы семьи, родили трёх дочерей, те восемь внуков, теперь уже и пятеро правнуков продолжают род.

А всё, выходит, благодаря одному из самых известных уральских кинофильмов и его главному герою.

Пророческая роль

Георгий Епифанцев весьма убедительно представил образ Прохора Громова – человека харизматичного, страстного и до одержимости целеустремленного. После этой роли актёр завоевал всесоюзную популярность. Подобных ролей в его фильмографии могло бы быть намного больше, но Георгий Епифанцев сам загубил свой талант, пройдя путь от всенародной славы до забвения, поддавшись тем же страстям и порокам, которыми были одержимы его киногерои…

В «Угрюм-реке» Прохор Громов не устоял перед роковой красотой Анфисы в исполнении красавицы Людмилы Чурсиной. В жизни актёр, думается, сам пользовался успехом у женщин.


 

В фильме «Угрюм-река» его персонажу были адресованы такие слова: «Старт твоей жизни прекрасен, середина будет бурной, а финал – жутким». К сожалению, для самого актера они оказались пророческими. Начало его актерской карьеры действительно было очень успешным: переехав из родной Керчи в Москву, Георгий поступил в Школу-студию МХАТ, а после ее окончания был принят в труппу легендарного театра, на сцене которого затем выступал в течение 30 лет. Уже в 19 лет Епифанцев дебютировал в кино, причем сразу же в главной роли. Фильм «Фома Гордеев» принес ему первую популярность. В нем он сыграл запутавшегося в страстях сына богатого купца, искавшего утешения в алкоголе. Как оказалось позже, эта роль во многом предопределила судьбу актера.

Этот герой был тоже очень близок Епифанцеву. Так же, как и он сам, он был щедро одарен природой и умом, и талантом, и красотой, но не сумел в полной мере все это реализовать и не уберегся от морального падения.

На экранах он часто воплощал образы героев сильных и страстных, но не сумевших направить эту энергию в нужное русло и совладать с этой силой. В жизни он был таким же – темпераментным и безудержным, нередко оказывавшимся в плену собственных страстей. Проблемы с алкоголем у Епифанцева появились еще во время съемок в фильме «Угрюм-река» – он мог пропасть на несколько дней, а потом появлялся на площадке с заметными следами попоек. И если Ярополк Лапшин терпел его выходки и прощал загулы, отдавая должное его незаурядной одаренности, то другие режиссеры попросту не хотели связываться с таким нестабильным актером. В 1970-х гг. Георгий Епифанцев продолжал сниматься, правда, главных ролей ему больше не предлагали. Последней его заметной работой стала роль разводящегося мужа в фильме «С любимыми не расставайтесь».

Епифанцев был человеком, несомненно, творческим и разносторонне одаренным – он писал стихи и пьесы, две из которых были поставлены на сцене МХАТа, увлекался живописью, писал картины. В его окружении тоже было немало неординарных людей. Многолетняя дружба связывала Епифанцева с Владимиром Высоцким. Однажды во время гастролей в Закавказье актер даже спас ему жизнь, вытащив певца из бурного течения реки Куры. Одним из первых он начал записывать песни Высоцкого на магнитофонную ленту. К сожалению, их объединяла не только дружба – вредная привычка у них тоже была одна на двоих.

В конце 1980-х – начале 1990-х гг. Георгий Епифанцев остался без работы в кино и театре. Он пытался найти утешение в вере, переводил церковнославянские произведения христианских авторов, писал пьесы на религиозную тематику, гастролировал по стране с моноспектаклем, посвященным тысячелетию крещения Руси. Однако это больших доходов не приносило – организованный им театр одного актера не был коммерчески успешным. Епифанцев пытался найти свое место в изменившейся реальности и даже пробовал торговать на рынке – сначала собственными картинами, потом – сигаретами, спиртным и часами в привокзальных киосках.

Обстоятельства его преждевременной гибели были загадочными и так и остались непроясненными. Когда Георгий Епифанцев возвращался домой с работы, он переходил железнодорожные пути, и его сбил поезд. Алкоголя в его крови не обнаружили. Версию самоубийства его близкие отрицали. Ему было всего 53 года.

Такая вот история. Не столь, конечно, эпичная, как та, что легла в основу романа и одноимённого фильма, но весьма драматичная. И думается, имеющая для читателей ещё больший интерес из-за причастности к ней их земляка.

Дмитрий СИВКОВ.