Пережившие войну. Жизнь – это подарок

Когда мне сказали, что Евгении Павловне Колюко недавно исполнилось 90 лет, естественно, я представила, что встретит меня глубоко пожилой человек, бабушка. Когда увидела у калитки ее дома поджидающую меня женщину, то подумала: вероятно, родственница или соседка. И была немало удивлена тем, что это и есть хозяйка дома – стройная, подтянутая, подвижная, с добрым взглядом и искренней улыбкой. Выглядела эта симпатичная женщина, минимум, на 20 лет моложе.

Евгения Павловна – землячка нашего первого президента Бориса Ельцина. Родилась в деревне недалеко от села Бутка на год раньше, чем он. И кто знает, если бы не увезли ее родители маленьким ребенком на Северный Урал, может, сейчас писала бы мемуары или раздавала интервью-воспоминания о Борисе Николаевиче. Но в начале тридцатых глава семьи устроился на работу в один из северных химлесхозов, и началась их кочевая жизнь по первозданной уральской тайге.

– Мое детство прошло в лесу, – вспоминает Евгения Павловна, – бригаду химлесхоза перебрасывали с одного участка на другой. Мы кочевали по тайге, как цыгане. Только те – от одного населенного пункта до другого, а мы – по лесным делянкам. Каждый раз на новом месте приходилось обустраиваться. Основным видом деятельности была добыча сосновой живицы, которая являлась стратегическим сырьем.

Работа была тяжелая. С ранней весны начинали делать желоба, производили на стволах нарезку в виде елочки, по которой в установленную воронку стекала смола. Из заполненных воронок сборщики собирали живицу в ведра и уносили в специальные бочки. Особенно напряженными были периоды с мая по октябрь. Зимой делали бочки, дранку, щепу, заготавливали дрова. Дети тоже по мере возможности были задействованы в трудовом процессе.

Удивительны свойства нашей памяти. Избирательно, как кадры кинохроники, всплывают в памяти Евгении Павловны эпизоды ее жизни. За 90 лет много было пройдено и пережито. Сколько трудностей, бед и преград встретилось на пути, но и сколько радостей и приятных моментов. Это и годы счастливого босоногого детства, и юность, опаленная войной, и первые, неуверенные шаги сына и дочки, и трудовые будни, и воспоминания о людях, которые трудились рядом.

Жизнь в лесу наложила свой отпечаток на военное детство. В отличие от многих ровесников, «химлесхозовские» дети не испытывали чувства постоянного голода. Тайга щедро делилась с ее жителями своими дарами. Вволю было грибов, ягод, орехов, дичи. Кроме того, на новом месте всегда расчищали участок под огород и обеспечивали себя картошкой, капустой и другими овощами, некоторые держали коров. Хотя хлеб, как и всюду, выдавали по карточкам, детям полагалась такая же норма, как и взрослым.

Вспоминает Евгения Павловна о том, что работали в химлесхозе бок о бок люди разных национальностей, но никогда никаких проблем на национальной почве не возникало. Она подробно рассказывает о друзьях детства: башкирах и татарах, украинцах и белорусах, представителях мордовского и чувашского народов. Помнит все имена и то, как сложилась судьба каждого после войны. Летом подростки дружной компанией собирались у костра, приносили гитару, баян, балалайку и пели песни. На 7-летие дочери, заметив ее отличный музыкальный слух, родители подарили Евгении гитару, с которой она до сих пор не расстается.

Конечно, в лесу не могли люди получать оперативные вести с фронта. Единственным источником информации была газета «Серовский рабочий», которую привозили из населенных пунктов, когда ездили сдавать живицу.

– Мы садились в кружок и читали газету, – рассказывает моя собеседница. – Работал у нас пожилой человек – Илья Васильевич, бывший купец. Мы его очень уважали. Он любил посидеть рядом с нами. Когда новости были тревожные, мы расстраивались, а он очень убедительно говорил: «Немцы нас не победят. Да нас никто никогда не победит!». Мы верили ему и успокаивались.

Так как бригада постоянно переезжала с места на место, возникали проблемы с учебой в школе. Как правило, учиться приходилось в близлежащем населенном пункте, и за семь лет Евгения сменила шесть школ. Это поселки Ларьковка, Урал-Золото, Марсяты, Сама, Глухарный, Денежкино. Мечтала после школы поступить в медицинское училище, но приболела и не смогла вовремя сдать вступительные экзамены. Страна в конце сороковых готовилась к отмене хлебных карточек, строились хлебозаводы, открывались маленькие пекарни и начали работать многочисленные курсы, где готовили специалистов вновь создаваемых производств. Она поехала в Свердловск, выучилась на технолога хлебного производства и долгие годы трудилась в пекарне поселка Сосьвы.

Но потом судьба сделала очередной поворот, и в 1973 году ее назначили председателем Сосьвинского поселкового совета. Население Сосьвы в те годы составляло 12 тысяч человек.

Неравнодушная, активная, она всю жизнь занимается общественной работой, многие годы возглавляла территориальную партийную организацию поселка Сосьвы. И сейчас возраст не помеха: Евгения Павловна – член Общественной палаты Сосьвинского городского округа, активно работает в Совете ветеранов.

У Евгении Павловны 38 почетных грамот, медали и значки за доблестный труд. В советские времена добросовестному отношению к работе придавали большое значение. Это было и приятно, и стимулировало на лучшее отношение к делу.

«Кочевое» детство не прошло бесследно. Охота к перемене мест осталась в ее душе на всю жизнь. Страсть к путешествиям, любознательность позволили ей побывать в 80 городах, из них 14 – в Европе.

И, конечно, я не могла не попросить свою героиню спеть под гитару. Склонив голову, тонкими пальцами она стала быстро перебирать струны, лицо ее преобразилось, еще более помолодело, и она красивым проникновенным голосом запела: «Ямщик, не гони лошадей...».

– Гитара – мой терапевт, – говорит Евгения Павловна. – Она спасает от хандры, плохого настроения, стресса, депрессии.

Моя героиня не переставала поражать. Я не знаю, в каком возрасте она освоила компьютер, но со своим ноутбуком однозначно на «ты». Включила, быстро нашла нужные фотографии и мгновенно скинула их на мою флешку.

Гордость Евгении Павловны – сын, дочь, трое внуков и восемь правнуков. Все они – состоявшиеся личности, оправдавшие надежды мамы, бабушки, прабабушки.

Наверное, не только меня интересует секрет ее долголетия.

– Старость – неизбежное явление, – говорит Евгения Павловна. – Главное – чувствовать себя комфортно в любом возрасте. Надо уметь радоваться каждому дню, не замыкаться в четырех стенах, идти к людям. Хоть жизнь и не повязана красивым большим бантиком, но это все равно подарок. Положительные эмоции – это и есть секрет долгожительства.

Пусть в жизни Евгении Павловны будет еще много дней рождения, когда собирается вся ее большая дружная семья, заботливые руки сына и дочери обнимают за плечи, а под звон бокалов звучат поздравления и пожелания здоровья, энергии, бодрости духа!