Продолжается вручение медалей

А. П. Плисова

«Я счастлива, что помню, что не забыла», – говорит Антонина Павловна Плисова, вспоминая военные годы. Бремя труженицы тыла легло на её плечи в 11 лет.  Работала в колхозе, как и другие ее деревенские сверстники, с весны до осени трудились в поле. На быках они боронили землю, вручную засевали площадь, а летом серпами жали урожай.

Став старше, девочка отправлялась на заготовку леса за 5 км от деревни. Антонина рассказывает: «Ходили тогда в валенках да лаптях, целый день работали. Домой вернемся,  не можем обувь снять, примерзала она к ногам».

Весной, в конце мая, сплавляли по реке лес. Сначала по Лапшанге, потом  - Ветлуге, а затем  выплывали на Волгу.  Путь этот занимал полтора месяца. На ночь спускали якорь. 

Война закончилась, она вышла замуж.  В 1969 году, когда в семье Антонины появилась вторая дочь, они переехали  в Ивдель, где жила её мама и сестра.  Сейчас у Антонины огромная семья, она богатая бабушка.

М. Г. Бикбулатова

Свои юные годы, совпавшие с периодом Великой Отечественной войны, Мария Гавриловна Бикбулатова вспоминает тяжело. Ещё до войны у семьи Марии была большая усадьба и огромное хозяйство, но когда пришли немцы, то за одну ночь всё изменилось - все сгорело, а что осталось - разворовали.  Маме и младшему брату Марии пришлось жить у родственников, отец ушел на фронт и погиб на границе, а её отправили работать в госпиталь помощником  повара. Помимо приготовления еды, Мария стирала, убирала,  ухаживала за ранеными солдатами. Времени на отдых не было совсем, так как госпиталь всегда был полон раненых солдат, а  ведь был рассчитан на 100 человек.  Продовольствия и лекарств хватало, доктора и медицинский персонал работали хорошо. Здесь, в госпитале, уже под конец войны она встретила свою любовь, вышла замуж и приехала в Ивдель, а её родственники остались на Украине. Мария Гавриловна очень скучает  и мечтает уехать к ним. Тот участок  сгоревшей усадьбы сейчас в собственности Марии и там до сих пор растет ореховое дерево, которое она посадила, будучи юной девушкой.

Э. Я. Кольман

Тяжелое детство, учитывая немецкие корни, было и у Эммы Яковлевны Кольман. Ее отец – Яков Кольман до начала Великой Отечественной войны был председателем колхоза в деревне Шваб  (сейчас с. Бутковка Камышинского района Волгоградской области), но сразу же после нападения Германии на СССР был сослан в Ивдельлаг. А семью председателя вывезли в Тюменскую область, в трудармию. Работали в колхозе, возили лес. Лошадей не было, поэтому прходилось делать это на быках. Жали пшеницу, рожь. Хлеб на трудодни не выдавали. Зерно сдавалось государству, а в закрома засыпали лишь количество, необходимое для будущего посева. «Найдешь, бывало, у себя в одежде или в сапогах колоски и радостно несешь их маме!» – вспоминает Эмма Яковлевна.  Только в 1947 году разрешили семье Якова Кольмана приехать к нему на Урал. Так и остались они жить в Ивделе. И сегодня Эмма Яковлевна чтит многие немецкие традиции, соблюдает культуру и несмотря ни на что помнит и любит язык предков.

(Продолжение следует).

 Авторы: Анна МЕХРЯКОВА, Анастасия ИВАНОВА, Илона ЛИТВИН. «Северная звезда» выпуск 13 (9642).