Пройди свой путь и останься человеком!

— Представь, у твоей подруги день рождения, а денег на подарок у тебя нет. В маршрутке, где ты едешь, женщина забывает кошелек с деньгами. Тебе нужно 500 рублей, что ты сделаешь – возьмёшь деньги? – такую «легенду» предлагает школьнику модератор игры.

—Не возьму, - уверенно отвечает подросток.

— Ну, никто же не видит, - провоцирует ведущий.

— Все равно не возьму, - настаивает подросток.

Так обсуждается одна из ситуаций социально-ориентированной игры «Я – человек», участниками которой стали в марте среднеуральские школьники.

Сам проект «Я – человек» представляет собой современную, уникальную практику работы с подростками, способствующую их социализации и обретению правильных жизненных ориентиров. 18 марта участниками игры стали учащиеся 5-6-х классов школы №31. А 20 марта в школе №6 с проектом познакомились ученики 8-9-х классов.

«Я-человек» выстроена в доступном и популярном формате игры - «бродилки» и моделирует жизненные ситуации, в которые потенциально может попасть молодой человек по пути от детсада до устройства на работу. Механизм игры традиционный – крути барабан и продвигай свою фишку. В качестве заданий, выпадающих на пути игрока, – те самые жизненные ситуации, за правильный выход из которых - призовые бонусы в виде фишек, за неправильный – их потеря.

Симулятор жизни - именно так называет свое детище автор игры «Я - человек», челябинец Андрей ШАДРИН. Человек с непростой судьбой, он прошел через обстоятельства, которым под силу сломать человека: от детдома и улицы до самого дна социума и тюрьмы. География его скитаний по Свердловской области обширна. Но он смог подняться над обстоятельствами и начать все с нуля – занялся карьерой, нашел работу, зарабатывает стаж и доброе имя. Сегодня Андрей – бизнесмен и семьянин, у которого подрастает сын и в полной мере «self made man» - человек, который сделал себя сам, и это, бесспорно, заслуживает уважения.

Создавая игру «Я – человек», Андрей изначально думал о судьбах детей из детских домов, как помочь им в социализации в реальном мире.

— Углубляясь в эти вопросы, я понял: такие же проблемы испытывают и подростки из обычных семей, - рассказывает Андрей ШАДРИН. - Общаясь с «трудными» ребятами, я понял: совершая проступок, подростки не знают о его последствиях. Но незнание законов не освобождает от ответственности, а безнаказанность порождает новые преступления. Посещая конференции, форумы по профилактике подростковой преступности, я понял, что проблема обозначается, но решение никто найти не может. И тогда я создал игру-симулятор «Я – человек». На сегодня это единственный инструмент на территории России, с помощью которого можно моделировать свою жизнь - учиться совершать ошибки, понимать причинно-следственную связь.

Как отмечает Андрей, детям всегда интересна игра. А игровой процесс, когда он еще и познавательный, когда включает в себя понятие правовой грамотности, понятия воспитания и дисциплины, это усваивается более результативно. К созданию своего проекта автор подходил очень скрупулезно, проводя тестирования, привлекая специалистов разного уровня: психологов, юристов, научных работников и т.д. Сегодня, по словам автора, игра «Я – человек» отвечает на все жизненно важные вопросы, которые только могут возникнуть перед подростками в процессе жизни. Работа над проектом постоянно продолжается - совместно с педагогами, инспекторами по делам несовершеннолетних формируются пакеты ситуаций, касающихся не только уголовного, но и административного права, а также моделируются жизненные ситуации, семейный ситуации, школьные конфликты. Игра постоянно будет модернизироваться и совершенствоваться.

На сегодняшний день открыто около 60 площадок проекта «Я – человек» в разных городах России. И как отмечают разработчики игры, отзывы о проекте только положительные: это снижение статистики правонарушений среди школьников и учащихся колледжей, улучшение отношений с учителями, родителями.

— Знаете, я часто наблюдаю, когда в процессе игры подростки «переворачивают» себя. Они настолько понимают важность пройденных ими этапов, что многие даже плачут. Ребята хотят сыграть еще раз, чтобы построить другую жизненную модель, потому что та модель, которую они построили, опираясь на свои знания, их уже не устраивает. Они хотят мыслить более позитивно и более безопасно стоить свое будущее. Это, пожалуй, можно назвать главной целью проекта, - говорит Андрей.

Игра «Я – человек» рассчитана на подростков 12-16 лет . Наблюдая со стороны за игрой с участием учащихся среднего и старшего школьного звена, уже можно отметить разницу. 12 и 13-летние более открыты, непосредственны. 15-16-летние часто скептичны, формируя собственную картину мира, они могут иметь свою точку зрения, отличную от предлагаемых вариантов ответов, к ним нужен иной подход.

Протестировать игру «Я – человек» в формате мастер-классов часто хотят образовательные учреждения, которых волнуют такие острые вопросы, как употребление подростками снюсов, наркотических средств. За 3-4 часа, ведущие максимально стараются погрузить подростков в игру, чтобы, пройдя своеобразный «путь воина», эти ребята смогли стать наставниками для своих товарищей.

В качестве ведущих игры выступают модераторы – сотрудники Центра дополнительного образования. У них непростая миссия – завоевать доверие ребят, чтобы подросток максимально раскрылся, и игра прошла с положительным результатом. Модераторы выполняют функцию своеобразной «горячей линии», выступая наставниками подросткам, которым хочется с кем-то поделиться проблемами и просто поговорить. Подобные специалисты всегда придут на помощь. На данный момент посредством официального соглашения они будут официальными представителями проекта на территории Свердловской области с возможностью обучения социальных педагогов и, в принципе, любого человека, который хочет сделать наш мир лучше и безопаснее.

Наталия САВРАН