Афганская дорога

Сколько километров проехал наш герой за 36 лет? Сосчитать невозможно, но некоторые из них он запомнил навсегда.

Андрей ГАРАНИН родился в селе Чубаровском. После окончания школы выучился в ДОСААФ на водителя и прошел двухмесячные курсы на автокрановщика. В марте 1984 года ему исполнилось 18 лет, а уже через месяц он был призван на срочную службу.

Андрея Гаранина отправили в учебную часть в город Грозный. Здесь новобранцев готовили к Афганской войне.

- В учебке нам сразу сообщили, куда нас отправят. Мы проходили не только курс молодого бойца, нам читали лекции и рассказывали, сколько советских солдат ранено и погибло в результате военного конфликта, - вспоминает Андрей Гаранин.

Через три месяца нашего героя и его товарищей включили в состав ограниченного контингента советских войск в Афганистане. Андрей признается, что страха у него не было, скорее интерес. Он первым из своего села оказался в горячей точке и рассказы бывалых солдат о той войне не слышал.

Наличие водительского удостоверения определило судьбу рядового Андрея Гаранина - в Афганистане он управлял грузовиками «Урал» и «ЗИЛ». Их рота занималась ремонтом нестационарных электростанций. Водители доставляли в полк важный груз: генераторы, двигатели. Управлять габаритной техникой на чужбине было не так просто.

- Адская жара, только в тени воздух прогревался до +47 градусов по Цельсию. Местность открытая и пустынная. Автомобили нагреваются, нередко техника не выдерживала, - делится Андрей. – Передвигались мы только колоннами, отходить от дороги было смертельно опасно – кругом обрывистые ущелья. Сколько попадало машин в них – не пересчитать.

От города Хайратона, откуда возили груз, до места назначения – Чарикара нужно было проехать два перевала. Это дорога длиною в 500 километров, через суровые горы в знойную погоду. Доезжал не каждый.

- На одной машине передвигаться было строго запрещено, в случае поломки грузовика его тащили. Иногда нас сопровождали БТРы, но чаще всего на первом и последнем «КамАЗах» были установлены крупнокалиберные пулеметы. У каждого водителя были бронежилет, автомат и каска, - рассказал ветеран Афганской войны. – Каски надевали не всегда, а бронежилеты весили на дверь. Из полка выедем и разденемся – невыносимо жарко и тяжело было.

Из горячей точки Андрей Гаранин вернулся в 1986 году. Тогда даже разговоров не было о выводе войск из Афганистана.

- Из роты с войны вернулись не все, при мне погибло двое. Спустя годы только осознал, что мог бы не вернуться совсем или вернуться калекой. В разгар военного конфликта не понимаешь этого, просто выполняешь свой долг, - заключил наш герой. – После такой «школы» любой возмужает. Изменились приоритеты и отношение к жизни.

Особое место в памяти Андрея занимают сослуживцы. Его товарищи живут в Самаре, Краснодаре, Волгограде. Они поддерживают общение в социальных сетях, а два года назад встретились воочию. Наш герой во время отпуска заехал в гости к четырем товарищам.

О войне Андрей говорить не любит – ком к горлу подкатывает. Что он чувствует, когда вспоминает свою срочную службу, поймет только тот, кто был там.

После армии Андрей Гаранин вернулся в родное село. В 1989 году устроился в колхоз «Урал» водителем и по сей день развозит молочную продукцию предприятия. Его водительский стаж уже 36 лет, но он до сих пор помнит ту самую афганскую дорогу.

Ксения Малыгина. Фото автора