Мозаика татарской культуры

«Давно вы на Урале?» – «Несколько веков». Так ответить могут себе позволить татары, которые на Урале уступают место по численности лишь русским.

Есть несколько версий о том, как татары появились в уральских краях, но какая из них достоверная – не ясно. Очевидно лишь то, случилось это минимум шесть веков назад, а по некоторым данным и вовсе десять. Сегодня во многих уральских районах попадаются населённые пункты, которые полностью заселены представителями этого народа.

Стремление к совершенству

«Татары любят все доводить до идеала. Считается, что даже в национальном татарском костюме воплотилось мастерство народного творчества и стремление народа к совершенству», – говорит председатель Свердловской областной общественно организации развития дружбы народов «Татары Урала» Суфия Таминдарова.

По ее словам, татарский костюм всегда создается индивидуально и по нему можно практически «прочитать» особенности характера человека, его взгляды и вкусы.

«Самым почитаемым цветом всегда был и, наверное, остается, зеленый. Он символизирует гармонию, молодость, единение с природой. Белый цвет – чистота, и потому новорожденного ребенка у татар было принято заворачивать в чистый белый кусок ткани. «Правда, этот цвет не завоевал любовь у татар в качестве основного цвета костюма», – рассказала Суфия Таминдарова, которая сама выбрала для себя зеленый бархатный костюм.

В сочетании с зеленым цветом часто использовался желтый, значение которого кардинально трансформировалось с годами: раньше он говорил о печали, теперь же обозначает свет и богатую жизнь. Синий цвет на национальном татарском костюме говорит о счастье, богатом внутреннем мире, красный – об эмоциональности или любви.

«Сегодня, – говорят татары, – цвету не придают такое большое значение. Главное – сохранить присущую национальному костюму гармонию при всей насыщенности красок».

Кто празднику рад

Татарская культура наполнена обрядами, которые бывают как календарными, так и семейными. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая смена года) и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды выполняются по мере надобности в соответствии с семейными изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.

Конечно, большая часть обрядов сегодня исчезла или трансформировалась. Но самым популярным из всех возможных татарских нерелигиозных праздников остается Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. На Урале период посева обычно затягивается, и потому праздник отмечают в период с конца мая до конца июня. Но вот основные традиции Сабантуя соблюдают и уважают.

В июне 2019 года Сабантуи прошли в 39 городах и поселках региона. А областной праздник в очередной раз подтвердил свой статус многонационального праздника, объединив представителей разных народов. Познакомиться с национальной культурой гости смогли на подворьях десяти муниципалитетов региона, а также на подворьях Республики Башкортостан и Татарстан, Ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области, Курултай башкир Свердловской области, Свердловской областной общественной организации развития дружбы народов «Татары Урала» и на Уральском подворье.

Традиционная кульминация дня – соревнования и состязания по разным направлениям. Это бег, борьба или скачки на лошадях. Победителю скачек досталась кобыла Герда, а сильнейшему батыру – автомобиль и живой баран. На Урале к этим самым популярным направлениям добавились народные забавы по перетягиванию каната, бои мешками.

Где праздник – так и песни. На главной сцене Сабантуя выступили народные артисты, звезды татарской и башкирской эстрады, музыкальные и танцевальные коллективы Республик Башкортостан и Татарстан и Свердловской области, на малой – любительские национальное коллективы.

Семейные традиции

Как известно, татарский народ славится своим гостеприимством, вежливостью и эмоциональностью. Однако настоящей ценностью для татар является воспитание в детях хороших качеств – моральных и нравственных. Отцы воспитывают сыновей, приучая тех к труду, а матери уделяют больше времени дочерям, обучая их хозяйству.

Марьям Таминдарова родилась в 1947 году. Свои таланты и любовь к кулинарии, которой посвятила более 50 лет, передала не только троим детям, но и огромному количеству свердловчан. Удивительным фактом ее биографии является то, что мусульманка Марьям долгое время работала в христианском храме.

«Отец Пимен позвал меня на собеседование. Я сразу сказала ему, что мусульманка, но он подчеркнул: «Бог един». Много лет я работала в храмовом комплексе и монастыре на Ганиной Яме заведующей производством в трапезной», – рассказала Марьям Таминдарова.

Сегодня мама и бабушка передает свою любовь к татарской культуре троим детям и шестерым внукам. А еще помогает татарским организациям в проведении всех национальных мероприятий, которые проходят в Свердловской области.

Почему чак-чак?

Говорим «татарская культура» – подразумеваем чак-чак. Но любой татарин спросит: «Почему именно чак-чак?». Татарская кухня многогранна, а основу ее составляют блюда из теста с различными начинками, а не знаменитые десерты.

В татарских семьях рецепты национальной кухни хранят и передают из поколения в поколение. Особый почет – блюдам из мяса, потому что они сытные (а кому, как не бывшим кочевникам это знать?). Из напитков таары предпочитают чай, как зеленый, черный, так и травяной. Для него собирают и сушат множество растений: шиповник, смородину, липу, чабрец, душицу, зверобой и другие.

Чак-чак у татар занимает действительно важное место. Это простое блюдо, в составе которого яйца, сахар, масло, мука и мед, на каждом празднике – во главе стола.

«Именно чак-чаком татары встречают гостей вместо каравая или хлеба. Поэтому на национальном подворье, например, на Дне народов Среднего Урала, мы всегда предлагаем его нашим гостям – и представителям органов власти, и нашим друзьям их других национальных организаций, и жителям региона, пришедшим на праздник, – в первую очередь», – рассказала Марьям Таминдарова.

Кстати, раньше чак-чак был исключительно праздничным блюдом и считался прекрасным свадебным подарком. А родители молодых, навещая друг друга, непременно приносили в качестве гостинца чак-чак. Готовили его особенно:  девушки на выданье катали тесто и резали, замужние жарили, а самое старшее поколение занималось медовой заливкой и формированием формы праздничного готового блюда.

Татарстан на Урале

С головой окунуться в татарскую культуру можно на мероприятиях, организованных татарскими организациями, межнациональных встречах, в том числе и таких масштабных как День народов Среднего Урала, а также на тематических выставках.

28 января 2020 года в Екатеринбурге в Доме Поклевских-Козелл открылась передвижная выставка «В гостях у татар», на которой представлены произведения изобразительного искусства из фондового собрания Елабужского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Выставка рассказывает об обрядах и обычаях татарского народа – наследии, которое необходимо беречь и изучать. Каждый экспонат (а это 112 произведений изобразительного искусства, появившихся в результате четырнадцати международных симпозиумов и 68 предметов декоративно-прикладного искусства) наглядно отражает традиционную татарскую национальную культуру.

В художественных произведениях представлены свадебные обряды татар: никах (один из главных обрядов соединения брачными узами), выкуп невесты, переезд её в дом мужа, встреча невесты с традиционными испытаниями. Сабантую посвящена серия произведений Народного художника Республики Татарстан Михаила Кузнецова. На выставке также представлены декоративные панно, головные уборы, сумочки, выполненные в технике кожаной мозаики, авторские куклы ручной работы.