Кочуют не цыгане, а мифы о них

Они кочуют с территории на территорию, зарабатывают только гаданием или воровством, крадут детей и все без исключения умеют играть на гитарах. Всё это – мифы, которые сегодня тесно переплелись с историческими фактами, и теперь уже они, а не сами представители народа, кочуют из страны в страну и из года в год.

Отвечать на вопросы, начинающиеся со слов «А правда ли?», председателю Екатеринбургской цыганской национально-культурной автономии «Рома Урала» Яну Соколу приходится регулярно. Отчасти для развенчивания мифов, но, конечно, в большей степени, для знакомства с культурой народа, и появилась организация «Рома Урала», которая действует под эгидой Федеральной национально-культурной автономии российских цыган (ФНКА), входит в состав Международного союза цыган и Ассоциации национально-культурных объединений Свердловской области.

«Тем фактом, который не вызывает сомнения ни у кого, является то, что за годы существования своей территории обрести цыгане так и не смогли и сегодня являются одним из самых крупных народов, у которых нет своего государства», – рассказал Ян Сокол.

 «Моя культура меня вдохновляет»

Детство Ян Сокол провел в обычном советском дворе, играя с детьми разных национальностей в привычные тому времени игры. Петь песни и выступать, учиться игре на гитаре, мальчика никогда не заставляли, несмотря на то, что семья была творческой. Наверное, поэтому, даже не погружаясь в цыганскую культуру, Ян знал о ней все.

Еще во время учебы в университете нынешний руководитель Екатеринбургской цыганской национально-культурной автономии познакомился с активными представителями уже существующей «Рома Урала» Александром и Леонидом Тороховыми, тоже студентами.

Идея о создании организации у ее основателей появилась задолго до официальной регистрации. Молодые ребята тогда сами писали устав, консультировались в министерстве юстиции Свердловской области и в итоге образовали городской «Центр цыганской культуры».

Спустя время активисты познакомились с руководителем цыганского ансамбля «Ритмы Ромэн» Леонидом АлександровичемМатрушенко. Музыканты как раз отметили 10-летие и глубоко прониклись идеей создания уже не центра, а автономии на базе коллектива.

«Любовь к цыганской культуре, желание знакомить людей с ней, вдохновение к творчеству у меня были всегда. Еще больше меня поразило и вдохновило то, как наполнена жизнь людей, связанных с «Рома Урала», насколько она осмысленна. Так началась моя деятельность в организации, где мне доверили пост председателя. Сегодня я и мои коллеги, члены организации, делаем все, чтобы оправдать полученное доверие», – поделился Ян Сокол.

 «Постепенно у организации появились соратники. И это были не только цыгане, но и представители других народов, которые решили объединиться ради людей, переживающих сложный период. В первую очередь мы стали заниматься образованием детей», – рассказал основатель Екатеринбургской национально-культурной автономии «Рома Урал», а ныне – вице-президент ФНКА цыган России Александр Торохов.

В 2003 году совместно с социологическим фондом молодая организация «Рома Урала» провела исследование, посвященное жизни цыганский семей: узнавали о наличии образования, паспортов и других необходимых документов, медицинского, социального обеспечения, трудовой деятельности.

«На основании полученных данных мы создали несколько проектов, на реализацию которых даже получили финансирование. Одним из важных достижений стал проект по подготовке дошкольников к поступлению в первых класс: мы провели дошкольное обучение и приобрели все необходимые для школы товары», – рассказал Александр Торохов.

Он также отметил, что представители «Рома Урала» не позиционировали себя лидерами общины, а всегда подчеркивали, что просто хотят помочь соотечественникам.

Миф: цыгане – кочевой народ

Цыганская легенда гласит, что Бог так полюбил цыган за их веселье и талант, что не стал привязывать их к клочкам земли, как другие народы, а подарил для жизни весь мир. Любой человек на вопрос о том, кто сегодня является кочевым народом, ответит – «цыгане». Но это не верно. Точнее, не верно на сегодняшний день. В средние века цыгане действительно кочевали, но уже несколько столетий среди народа нет никаких массовых переселений.

«Полагаю, что и кочевников тех лет многие представляют, как ничем незанятых путешественников. Но у цыган всегда были ремесла: они были хорошими торговцами, талантливыми кузнецами, ювелирами и коневодами. И кочевнический образ жизни – это не только поиск территории для жизни, но и новые рынки сбыта продукции, новая публика для выступлений», – пояснил Ян Сокол.

По мнению Александр Торохова, разговоры о кочевье должны были закончиться еще в 1956 году, когда Президиум Верховного Совета издал указ, подписанный Никитой Сергеевичем Хрущевым, и запретивший цыганам свободное передвижение по миру.

«Согласно указу, цыгане должны были осесть на какой-то территории, обосноваться на ней, начать работать, что и выполнили представители народа. Более того, ранее цыгане принимали самое активное участие в Великой Отечественной войне: не раз брали в руки оружие и вставали в ряды защитников своей страны. В Великую Отечественную войну они наравне с представителями других народностей Советского Союза не только попадали под призыв, но и уходили на фронт добровольцами. А после войны помогали восстанавливать потери страны», – рассказал Александр Торохов. Кстати, дедушка и бабушка Александра тоже воевали.

Кочевнический образ жизни остался в прошлом, но желание осваивать новые территории осталось. Современные представители народа любят путешествовать, у многих работа связана с перемещением из города в город (гастроли, покупка-продажа автомобилей…), некоторые семьи меняют место жительства и переезжают ближе к родственникам – в поисках лучшей жизни.

«Кроме того, существуют группы, выходцы из Средней Азии, которые ведут полукочевой образ жизни и приезжают на заработки в Россию. Они действительно внешне похожи на цыган, хотя особого отношения к этому народу не имеют. Фон того, что цыгане – кочевой народ, создают именно они», – рассказал Александр Торохов.

Миф: цыгане крадут детей

В СМИ встречается масса статей-историй, которые доказывают, что в людях велико желание верить в то, что цыгане воруют детей. «В детстве действительно многих детей пугали тем, что придут цыгане и украдут их. Но это было связано лишь с тем, что появился новый незнакомый народ. Было убеждение: все цыгане злые. Сегодня появилась современная трактовка: цыгане крадут детей и заставляют их попрошайничать. Но надо понимать, что цыгане никогда не бросают детей, ни своих, ни чужих», – рассказал Александр Торохов.

Не редкость, когда в цыганских семьях растут не совсем классические цыгане – светленькие. Кому-то передался ген альбиноса, например, а кому-то – корни прапрадела, который, предположим, был ирландцем. Такие семьи регулярно сталкиваются с тем, что детей изымают для постоянных проверок. Ярким примером является Румыния, где дети рождаются светловолосыми и светлоглазыми, а темнеют лишь с возрастом.

«Многие цыгане берут приемных детей из приютов. Есть семьи, численность детей в которых – порядка 15-20 человек. В Екатеринбурге живет семья, в которой воспитываются 6 своих детей и 6 приемных», – рассказали в «Рома Урала».

Миф: все цыгане умеют играть на гитарах

Этот миф из разряда «в России по улицам ходят медведи», «все американцы читают реп» и так далее. Соотношение играющих на гитаре цыган и русских – примерно одинаково. Венгерские цыгане вообще предпочитают играть на скрипке. Сам руководитель «Рома Урала» Ян Сокол признается: на гитаре не играет. «В детстве не хватало усидчивости для того, чтобы научиться», – говорит он. Хотя тот факт, что цыгане очень музыкальные – вовсе не миф.

«В моей семье все играли на музыкальных инструментах. Гитарой владела даже бабушка. Помимо этого, родственники владели игрой на флейте, гуслях, фортепиано, баяне, аккордеоне, гармони, барабанах. Если говорить о гитарах – то играют и на акустической, и на электронной, на семиструнной, двенадцатиструнной…», – рассказал Ян Сокол.

Когда-то даже существовал семейный ансамбль, в котором отец был звукорежиссером, мама – певицей и танцовщицей балета, тётя – тоже пела, дядя – играл на гитаре, а еще юный Ян бы арт-директором.

Миф: цыгане живут общинами

Раньше так и было, но сегодня жизнь цыган особо не отличается от европейского устроя. Бывает, что несколько семей живут рядом, но это лишь потому, что у них общие интересы и менталитет.

«Действительно, есть замкнутые субэтносы, которые все возникающие вопросы решают на общих основаниях. В целом потребности жить в общине у цыган нет», – рассказали в «Рома Урала».

Миф: все цыгане умеют гадать

Корни этого мифа уходят глубоко в прошлое и связаны с историей возникновения карт Таро, которые появились в Древнем Египте. С учетом того, что по одной из теорий цыгане тоже являются выходцами с этой территории, люди создали миф: все цыгане умеют гадать.

Представители народа подтверждают: многие действительно передавали этот дар из поколения в поколение, но мастерством овладели единицы.

«Моя семья всю жизнь гадала, но дома, а не на улицах. Пробабушка, бабушка, мама... Но нужно понимать, что карты – это просто бумага. Дар именно в толковании их, в умении видеть связь с реальностью, умении объяснить. Этот дар передается от матери к дочери и только по желанию обеих. Такая ветвь есть далеко не во всех семьях», – объяснил Александр Торохов.

Миф: цыгане не получают образование

Ян Сокол родился в Екатеринбурге. Все его родственники живут в России, в основном – в Свердловской области, или ближнем зарубежье. Многие из них – ярчайшие представители своего народа, чье творчество широко известно на Урале. Большинство из них – люди, получившие высшее образование.

«Вопреки расхожему мнению, многие цыгане стремятся получить образование. Я сам с самого раннего детства очень хотел учиться, и родители меня в этом поддерживали. Дедушка был образованным человеком, мама окончила торговый техникум, многие родственники по мужской линии получили образование. В 21 веке образованные цыгане – не нонсенс», – рассказал Ян Сокол.

Александр Торохов подтверждает: современные цыгане очень заинтересованы в получении образования.

«Все они хотят создать счастливое будущее для своих детей и понимают, что без образования это невозможно. Другое дело, что не у всех есть возможность получить образование, тем более что оно требует определенных материальных вложений, а, как мы знаем, детей в цыганских семьях много», – поделился вице-президент ФНКА цыган России.

Народ без территории, но с флагом

У цыган есть национальные гимн, флаг и художественная культура, в том числе литература. Важной точкой в жизни народа стал первый Всемирный конгресс цыган, прошедший в Лондоне 8 апреля 1971 года. Главным итогом конгресса стало признание цыган единой свободной нацией, не ограниченной территориальными рамками. Там же его участники приняли и утвердили гимн и флаг.

«Цыганский гимн написан на основе народной песни «Джелем, джелем», в которой поется о том, что цыгане ищут мира и покоя. Его особенность – отсутствие чётко установленной мелодии, однако на мероприятиях исполнить гимн всегда получается и звучит это красиво. Также существует и несколько вариантов текста, у которых в точности совпадают только первый куплет и припев», – рассказал Ян Сокол.

Цыганский флаг разделён на два поля: вверху – синее, внизу – зелёное, символизирующие небо и землю соответственно. В центре флага находится красная чакра, колесо, символизирующая индоарийское происхождение цыганского народа.

«Есть и мистическое толкование: зелёное поле – область материального, практического, синее поле – область духовного, а колесо-чакра – жизнь цыгана. Элементы пересекаются и это значит, что цыган всю свою жизнь физически или духовно находится в пути. Красный цвет колеса – цвет крови, пролитой цыганами в борьбе с фашизмом во время Второй Мировой Войны, а также крови жертв геноцида», – поделились представители «Рома Урала».

Самым значимым для представителей народа является 8 апреля – День памяти цыган, пострадавших от геноцида в годы Второй мировой войны.  

«В этот день мы спускаем на воду венки, так как отдельного памятника или стелы пока нет ни в нашем регионе, ни где-то в России. В этот же день вечером проводится фестиваль цыганского творчества», – рассказал Ян Сокол.

Большая часть мероприятий, посвященных цыганской культуре, на территории Свердловской области проводит Екатеринбургская цыганская национально-культурная автономия «Рома Урала».

«Помимо того, что ежегодно в Екатеринбурге проходит концерт, посвященный Международному дню цыган, мы также каждый год представляем цыганское подворье на Дне народов Среднего Урала, участвуем в других межнациональных мероприятиях. За годы работы мы сделали немало. Екатеринбургская цыганская национально-культурная автономия «Рома Урала» – это бесплатная юридическая помощь цыганам в решении многих вопросов, подготовительные классы для детей, социальная поддержка пенсионерам. Помимо помощи представителям народа, мы также знакомим свердловчан с нашей многогранной культурой. Сегодня важной целью для нас является и развитие детских творческих коллективов, кружков и досуговых центров, где дети будут получать дополнительное творческое образование, обретать новые хобби и заниматься спортом», – рассказал Ян Сокол.