Уж замуж невтерпеж по-башкирски: особенности национальной свадьбы

В Башкортостане к браку относятся очень серьезно, поэтому башкирская свадьба – большой праздник, которому предшествует множество подготовительных мероприятий. Это не просто торжество, это целый комплекс традиций, которые беспрекословно соблюдались предками. Конечно, сегодня свадебные обычаи немного трансформировались, а некоторые вовсе забылись, но несмотря на это, свадьба у башкир – событие особенное, к подготовке и проведению которого подходят со всей ответственностью.

Во многих свердловских муниципалитетах традиции празднования башкирской свадьбы сильны и сегодня. Секретами торжества поделилась руководитель Курултая башкир Свердловской области Нафиса Тюменцева. Она рассказала, что сегодня молодые люди все бережнее относятся к своим национальным традициями. Конечно, говорить о том, что все они будут играть свадьбу с соблюдением обрядов, не приходится, но когда-нибудь и это, возможно, станет нормой. В нашем материале – о том, какой должна быть настоящая башкирская свадьба.

Решение о проведении свадьбы

Ещё до XIX века башкиры заключали брачные сговоры между родителями новорождённых – «помолвки в колыбели» или даже между еще не родившимися детьми. Закреплялся договор обрядом «сыргатуй». Позже, когда приближалось время обручения, семьи начинали основательную подготовку к свадебному торжеству: заранее собирали приданое, самостоятельно шили наряды, готовили дом к приезду гостей.

Сватовство

Башкирские традиции таковы, что отец жениха, посоветовавшись с супругой, спрашивал у молодого, согласен ли тот на брак, а затем сам выбирал, кто станет невестой, и вместе с родственниками ехал сватать девушку.

«Процесс сватовства – интересная, яркая предсвадебная традиция. К нему заранее готовится и отец девушки: он, зная о приезде сватов, приглашает родных в свой дом и торжественно принимает гостей за щедро накрытым праздничным столом. Основную цель приезда оставляли на конец вечера. До этого же – шутили, веселились, угощались. Лишь в завершении застолья оговаривали калым, условия проведения свадьбы», – рассказала Нафиса Тюменцева.

Калым

Башкирская традиция обязательного выкупа за невесту не растеряла свою актуальность и сегодня. Чаще всего – это внушительная денежная сумма, что делает свадьбу для семьи девушки еще и очень хорошей возможностью улучшить финансовое положение. Кроме того, семья жениха берет на себя расходы по организации свадьбы. Именно поэтому родители мальчиков начинают делать сбережения для свадьбы задолго до совершеннолетия ребенка.

Подарки семье невесты

Помимо калыма, предусматривались обязательные подарки от жениха. Матери –шубу, отцу – лошадь, украшения и деньги на расходы, хорошая ткань для свадебного платья невесты, а также вторая лошадь для традиционного свадебного угощения.

Приданое

Семья невесты тоже вносила вклад в будущую жизнь молодых и готовила приданое: это могли быть предметы домашней утвари, одежда, ковры. Собирать его начинали за много лет до свадьбы и многие предметы делались руками самой невесты или же близкими ее родственницами. В частности, девушкам необходимо было подготовить (соткать и вышить) все для юрты, которую по традиции в день свадьбы ставили родственники невесты, а также создать весь комплект одежды для торжества.

В современное приданое башкирской невесты могут входить десятки отрезов дорогих тканей, украшения, платки, ковры, пальто и даже бытовая техника.

Посещение домов невесты и жениха

После того, как отец жениха посетил дом сватов, родители невесты совершали ответный визит. И тоже не с пустыми руками. Мать девушки привозила сундук с платками, нитками, рубахами, тканями. После праздничного обеда мужчины приходили в женскую комнату (к приезду сватов в доме молодого были подготовлены две комнаты: женская и мужская), где дамы открывали сундук. Та женщина, что соглашалась открыть сундук, получала подарок (платок), а кусочки ситцевой ткани продавала собравшимся мужчинам за небольшие деньги. Остальные предметы из сундука также получали собравшиеся в доме родственники: нитки – старшие женщины, которые молились за новобрачных; рубашку – отец жениха, которые взамен дарил новым родственникам домашних животных.

Свадьба

Свадьба, которую башкиры именуют Туй, длится несколько дней. Она начиналась с того, что молодой человек приходил в дом тещи и тестя – забрать любимую. К этой встрече готовились заранее и старались устроить богатый праздник с самыми лучшими национальными блюдами, самыми веселыми играми и даже со скачками.

Здесь же, в родительском доме девушки, проходил свадебный обряд, а затем и размещались все гости. Согласно древнему обычаю, им подавали бешбармак – популярное блюдо башкиров из лапши и мяса. Затем гости вручали подарки молодоженам.

Так проходил первый день невесты, который считали малой свадьбой. В этот же день приглашали муллу, и спрашивали отца девушки, согласен ли он на свадьбу. Получив положительный ответ, мулла зачитывал строки из Корана и записывал регистрацию брака в метрическую книгу. Теперь жених получал разрешение приходить в дом к своей невесте в качестве мужа. За эту работу мулле платили 1% от общей суммы калыма.

На второй день свадебного башкирского торжества закалывали лошадь. В этом особом ритуале принимали участие и мужчины, и женщины. Все они одевались в простую повседневную одежду. Когда гости собирались в условленном месте, на них с криками набрасывались свахи. Так начиналась еще одна традиционная забава башкир – массовая потасовка.

Отъезд невесты

После свадьбы молодая жена покидала дом, однако и это делалось по особым правилам. Например, родня женского пола обязательно чинила супругам препятствия. И несмотря на то, что проходило это весело, были в обряде и неприятные стороны: древняя свадебная традиция оборачивалась большим количеством порванной одежды.

Основным обрядом считается ритуал переодевания новобрачной в наряд женщины, а также смена девичьего головного убора на женский. Например, на юге и востоке Башкирии на платок новобрачной надевали головной убор с кораллами в форме шлема – кашмау, а в других регионах – расшитый бисером колпак.

Теперь девушка была готова к тому, чтобы покинуть дом. Однако перед этим она должна была попрощаться с родными: молодая жена заходила во все дома родственников в ауле и каждой женщина дарила скатерть, нити и полотенце, взамен же получала ценности. Девушку обязательно сопровождали четыре подруги, которые держали над ее головой платок и плакали.

Завершался этот ритуал переодеванием жены в самый лучший наряд. Так она отправлялась в дом мужа, однако уезжала не одна, а с одной из родственниц, которая позже проводила обряд продажи молодой жены свекру.

После свадьбы

На утро после свадьбы молодой жене давали коромысло и ведра, отправляли к колодцу за водой. С собой она брала привязанную к ниточке монету и преподносила ее водяному духу, который, по поверьям, живет в колодце. Во время ритуала молодую башкирскую жену окружали дети, которые всегда пытались вытянуть монетку из колодца. После этого обряда супруга могла больше не стесняться своего мужа и открыть лицо перед ним.

«Современные традиции намного проще. Но многие башкиры знают и верят: при соблюдении некоторых обычаев жизнь будет спокойная и благоприятная. В наших традициях много мудрости. Сейчас заметно, что мы возвращаемся к своим корням. Это можно увидеть, наблюдая за башкирами, например, на Урале. Концерты башкирской музыки собирают полные залы. Все больше людей приходят на наши национальные праздники, интересуются культурой, стараются быть сопричастными к жизни башкир», – говорит руководитель Курултая башкир Свердловской области Нафиса Тюменцева.